2 ноября вступило в силу постановление губернатора Волгоградской области Николая Максюты, предписывающее руководителям высшей группы государственных гражданских должностей предоставлять сведения о своих доходах и имуществе по запросу СМИ.
Однако уже сейчас сами чиновники и эксперты признают, что проконтролировать достоверность и полноту предоставленной информации практически невозможно. Ранее по областному закону о государственной службе чиновники предоставляли информацию о доходах только в налоговые органы. Подписанное губернатором постановление дополняет закон, вводя пункт, обязывающий госслужащих предоставлять эти сведения еще и в средства массовой информации. Но это касается только руководителей высшей группы вице-губернаторов, заместителей губернатора, руководителей структурных подразделений.
Согласно положению, по обращению СМИ кадровая служба обязана сообщить о величине задекларированного годового дохода, недвижимом имуществе, его вида, площади и страны расположения. Кроме этого журналистам обязаны предоставить информацию о транспортных средствах и ценных бумагах, принадлежащих гражданскому служащему на правах собственности.
При всем этом положение запрещает разглашать информацию о доходах родственников госслужащих.
По мнению губернатора эти меры призваны повысить прозрачность государственной службы в области. При этом в аппарате администрации отметили, что проконтролировать достоверность предоставляемых сведений будет довольно сложно.
"Мы будем передавать ту же информацию, которая была сообщена налоговой службе, однако проверить достоверность этих сведений не можем, — пояснил один из советников губернатора. — В конечном итоге это останется на совести самого госслужащего".
Председатель волгоградской областной административной комиссии Михаил Козюк сказал, что этот "реверанс в сторону СМИ оздоровит дух государственной службы в регионе".
При этом он тут же отметил, что давно разработаны известные всем способы скрыть благосостояние чиновника. "Знаете, как у нас в стране — недвижимость на жене, машина на собаке", — описал он более наглядно. То, что вступившее в силу положение запрещает публикацию сведений о доходах членов семьи, еще не означает, что оно малоэффективно. Михаил Козюк объяснил это тем, что, так или иначе, у скрывающего доходы госслужащего возникают другие проблемы. При этом он напомнил о ситуации с Романом Абрамовичем и его женой: "Переписывание собственности на жену или других подставных лиц несет определенные риски".
Господин Козюк заявил, что люди должны знать не только о том, что находится в собственности у госслужащего, но и об имеющихся долговых обязательствах чиновника.
На расширенной коллегии правоохранительных органов, посвященной теме коррупции, первый заместитель прокурора области генерал Леонид Кондраев высказался более чем убедительно:
"Доходы должны считать налоговые органы, а информацию о расходах должны искать правоохранительные органы, - говорил Леонид Петрович. – Если расходы значительно превышают доходы, значит, пора искать скрытые источники благосостояния чиновника. Иначе с коррупцией нам не справиться".