Большинство политиков и аналитиков скептически отнеслось к очередному предложению оставить Владимира Путина на третий срок, прозвучавшему из уст вновь избранного спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Начиная с Бориса Грызлова (мол, "медведи" неколебимо стоят на страже Конституции) и заканчивая Людмилой Нарусовой, все, включая пресс-службу президента, тут же бросились подтверждать "неизменную позицию" Владимира Владимировича относительно третьего срока. После чего даже сам спикер принялся отыгрывать "назад": мол, сказанное является его "личной точкой зрения", которую он "ни с кем не согласовывал и которая может оказаться неожиданной для многих, в том числе и для президента".

Ну, насчет неожиданной – это он палку-то перегнул: в третий раз, как минимум, Сергей Михайлович высказывает эту "личную точку зрения". Или он ее так и не разделяет, как в старом анекдоте? Где гражданин заявлял в КГБ, что имеет свое личное мнение по такому-то щекотливому вопросу – но решительно с ним не согласен?

Суть дела, впрочем, в другом: было бы непростительной наивностью считать, что "идея третьего срока" сводится лишь к пиаровским высказываниям отдельных политиков. И столь же наивно было бы принимать за чистую монету заявления пресс-службы президента (да и самого президента), что он на третий срок не пойдет. Что касается заявлений господ типа Грызлова, "стоящих на страже Конституции", – то очень хочется посмотреть, как они будут себя вести, стоит только президенту намекнуть, что Конституцию можно бы и поменять. Да чего, собственно, далеко ходить: давно ли главный "медведь" клялся и божился, что не бывать Миронову представителем Петербурга в Совете Федерации? Когда же его товарищи по партии выбрали-таки Миронова сенатором, Грызлов даже не поморщился: плюнь в глаза – все божья роса. Кстати, летом 2006 года тот же Грызлов заявлял что "с пониманием" относится к идее третьего срока.

Представляется, что ситуация достаточно серьезна. В конце концов, осенью 1999 года и назначение Путина "наследником" очень многие долгое время не принимали всерьез. Да и блок "Единство" тогда считали пиаровским проектом, сляпанным Березовским наспех в безнадежной попытке остановить неумолимую поступь Примакова и Лужкова к высшей власти. А чуть раньше – летом 1993 – очень многие не принимали всерьез утверждения, что Борис Ельцин готовится разогнать парламент. Да и нападки на "ЮКОС" и Ходорковского в первое время многие считали не более чем мелкими наскоками...

На чем, собственно, зиждется уверенность, что Путин уходит? На его собственных заявлениях? Но у людей его первой профессии искренность считается признаком профессиональной непригодности. Кроме того, если сосчитать, сколько раз он заявлял, что выборы губернаторов не будут отменены, пальцев на руках не хватит.

В том, что в Кремле принято принципиальное решение "в 2008 году власть не отдавать", сегодня не сомневается никто. Именно поэтому "зачищается" политическое и информационное пространство, именно поэтому беспощадно разгоняются акции оппозиции, именно поэтому стягиваются в кулак финансовые и организационные ресурсы. Так почему же мы должны считать, что такое же решение не принял для себя Владимир Путин? Почему мы должны считать, что все те, кто прекрасно устроился вокруг Путина, возьмут и уйдут вместе с ним, откажутся от власти и будут мирно читать лекции или выращивать цветы на даче?

Два года назад нынешний "преемник" Дмитрий Медведев выступил с программной статьей в журнале "Эксперт" – это было едва ли не первое его публичное выступление. И заявил он, что очень обеспокоен "проблемой 2008 года", когда должны состояться очередные президентские выборы. Ведь, "несмотря на стабильное развитие нашего государства в последнее пятилетие, риск резкого изменения вектора развития страны сохраняется". А потому – надо, во что бы то ни стало, "консолидировать элиты": ведь "если расслабиться и отдаться на волю волн, то последствия будут чудовищными". А именно – "дестабилизация общественной жизни, проходящая на основе масштабной драки элит", которая "ведет к переделу собственности"...

Можно ли было яснее сказать, что является самым страшным для алчной группировки питерских чекистов в погонах и без них, стремительно поглощающей все крупные куски имеющейся в стране собственности? "Изменится вектор" – и прощай все нажитое за годы развитого путинизма, в период "кормления" на "Газпроме" или РАО ЕЭС, "Роснефти" или "Связьинвесте". Придут новые "элиты" и все отберут без малейшей жалости, благо, методика отработана до блеска именно теми, у кого будут отбирать: сами вырыли себе могилу. В суд жаловаться не пойдешь – опять же, сами вырастили такую систему, которая умеет только обслуживать власть, но генетически не способна ей перечить. И вообще, очень даже просто можно оказаться там, где сегодня находится Ходорковский.

В свете этой понятной перспективы, у путинского клана есть только один способ действий: не допустить смены власти. Ни за что и ни при каких обстоятельствах. При этом все варианты, связанные с тем, что Путин в 2008 году перестает быть президентом, таят для него множество опасностей. Ведь как только Путин перестанет быть президентом – какую бы статусную должность он вместо этого ни получил – с точки зрения подавляющего большинства граждан, он мгновенно превратится в пустое место. Карета тут же станет тыквой, а кучер – крысой. И никак контролировать своего "преемника" он не сможет – какими бы клятвами, кровью и компроматом он его не повязал.

Помнится, в 1998 году губернатор Ленинградской области Вадим Густов сходил на работу в правительство, оставив на хозяйстве своего заместителя Валерия Сердюкова. Через год он вернулся, будучи уверен, что временно сданное в аренду кресло ему тут же освободят – но не тут-то было: господин Сердюков правит областью и по сей день. Кстати, сцена "а вас тут не сидело" происходила тогда, когда Владимир Путин назначался в наследники Бориса Ельцина. И трудно предполагать, что этот пример ему не известен.

Так что, не надо спешить объявлять заявление Сергея Миронова "непродуманным шагом" или "пиаровской акцией". Все тут очень даже хорошо продумано – и недаром даже господин Жириновский уже заявил, что предложение Миронова будет реализовано. А у ВВЖ, как известно, интуиция ой как развита – насчет истинных планов Кремля...

И, наконец, цитата.

"В последнее время заметно участились рассуждения о том, какие хитроумные комбинации будут использованы, чтобы сохранить у власти нынешнего президента, правящего страной второй и последний, разрешенный в Конституции срок. Одни говорят об изменении Конституции и отмене "правила двух сроков", другие – об объединении с Белоруссией и создании нового государства, третьи – о назначении преемника, который будет полностью продолжать курс нынешнего президента, четвертые – об избрании "технического" главы государства, который будет "царствовать, но не править", а реальная власть останется в руках сегодняшней элиты...".

Это – не выдержка из статьи, посвященной "проблеме 2008". Это – выдержка из статьи автора, опубликованной весной 1999 года. И речь в ней идет не о президенте Владимире Путине, а о президенте Борисе Ельцине. Прошло восемь лет – и все повторяется...

Борис Вишневский, обозреватель "Новой газеты"

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter