Апофеоз грубой силы
На выборах 2 марта Комитет-2008, к тому времени уже прекративший свою деятельность, тем не менее сыграл свою устрашающую роль. Власть боялась объединения штабов оппозиции, как это было в 2003 году, до самого последнего дня. Подготовка велась по всем фронтам. В 2007 году "Единая Россия" в очередной раз надругалась над законодательством, приняв поправки к закону о выборах, отменяющие порог явки, разрешающие удаление наблюдателей и переписывание протоколов. Новое правовое регулирование практически свело "на нет" все демократические принципы и механизмы российской избирательной системы и фактически вернуло ее к доперестроечному состоянию, если не хуже.
После декабрьских выборов, когда часть губернаторов была наказана за недостаточно высокий результат "Единой России", административный ресурс на местах обнаглел окончательно. Все предвыборные штабы возглавили чиновники. Например, в Москве, во главе штаба Медведева стал вице-мэр Владимир Ресин, имеющий огромное влияние как на административные структуры, так и на бизнес. Власть действовала предельно отвязно. Ничего не стесняясь, цинично и открыто результаты голосования подгонялись под заранее озвученный результат. В декабре считалось, что дальше уже некуда. Оказывается, есть куда. Массового удаления с участков "нетолерантных" членов избирательных комиссий с правом решающего голоса - такого в нашей практике выборов все же еще не было.
В Москве зафиксировано многократно больше нарушений, чем на прошлых выборах. Это и заготовленные бланки протоколов с подписями всех членов комиссий, и пьяные "карусельщики", откровенно сообщающие всем, что едут голосовать на следующий участок, и вбросы бюллетеней пачками, в том числе утренние - до открытия участков и опечатывания урн. В ходе выборов были нарушены практически все международные договоренности России в части избирательных прав граждан, все международные избирательные стандарты. Преступно бездействовал ЦИК, обязанный в соответствии с законом осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав и рассматривать жалобы граждан. Заявления о совершении более 200 преступлений только по Москве, а также более 200 по всей России уже находятся на рассмотрении в прокуратуре. Остальные - в стадии подготовки. Сложность разоблачения избирательных преступлений состоит в том, что участие в них принимали все органы исполнительной власти. А, следовательно, мы вполне обоснованно можем предполагать административное давление на соответствующих прокуроров.
Небольшой пример: наблюдатель ловит на незаконных действиях председателя территориальной избирательной комиссии (ТИК). Женщина начинает кричать: "Уберите этих невменяемых! Они меня оскорбляют и мешают работать!" Оскорбления сыплются, как из рога изобилия. Вызванный милиционер старается сохранять нейтралитет, но ведь он тоже живой человек! Он все видит и все понимает. И в итоге не выдерживает. Вместо того, что вывести наблюдателя, он встает на его защиту. Таким образом, все население взбудоражено. Бюджетники испытывают злость и унижение, потому что от сотрудников учреждений требуют результата любой ценой, а в противном случае звучат угрозы увольнения с работы. До этого существовавшая в целом порочная практика подкупа избирателей была все же гуманнее. У человека хотя бы был выбор, взять деньги (картошку, муку, водку, сахар) или не взять, отдать или не отдать свой голос.
С какой же целью преступления совершаются планово в масштабе всего государства? Ведь очевидно, что такими методами власть просто тупо хочет удержаться на плаву. Не понимая всей опасности совершаемого. В силу своей некомпетентности, она совершенно бездумно и неоправданно закручивает "гайки". Возможно также, что в последнем безобразном действе присутствовало намерение поставить под сомнение легитимность статуса нового президента, и тем самым Медведева держать на крючке? Такая мысль высказывалась рядом СМИ, утверждающих, что ведется тщательное документирование всех нарушений. Каких-либо фактов "заигрывания" власти с оппозицией эксперты не отмечают, было все как обычно.
Директор российского отделения международного центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешл" Елена Панфилова, которая не первый раз проводит выборный мониторинг, не видит особого отличия мартовских выборов от прошлых. По ее мнению, в декабре они были даже жестче из-за массового идеологического изнасилования. В марте отработанные технологии принуждения граждан сработали автоматически, поэтому нарушена была скорее не буква закона, а дух. С ней согласна и исполнительный директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова. Эта организация, как и центр, не проводит документирования нарушений, а только их фиксирует. Российский фонд свободных выборов, возглавляемый Андреем Пржедомским, передал в ЦИК более 2000 обращений граждан, но все эти жалобы, якобы, не нашли подтверждения.
Весь этот огромный массив нарушений не позволяет назвать выборы честными. Наличие мощных организованных групп для подтасовки выборов, по мнению члена ЦИК с правом совещательного голоса от КПРФ Андрея Чупанова, безусловно, ставит под сомнение легитимность передачи власти преемнику. Власть посеяла плоды недоверия к себе и нанесла удар по правосознанию. Отстранение государства от народа чревато взрывом правового нигилизма. Андрей Чупанов отмечает, что революция в условиях, когда связи между регионами России слабы, например, товарооборот между центром России и Дальним Востоком составляет всего 8 процентов, может разрушить страну.
Такой грязной кампанией, приближающей период общественного коллапса, конечно же, наносится удар по репутации Медведева – представителю не самого жесткого крыла в правительстве Российской Федерации. В неоднородных структурах нынешней власти, по всей видимости, идет отчаянная внутриклановая борьба. Об этом свидетельствуют аресты, наезды и прочие разборки. Есть силы, осуществляющие государственное рейдерство, в результате которого происходит передел собственности в пользу бюрократов, а также те, кто этому сопротивляются. Большинство же населения, на глазах которого вся эта вакханалия происходит, давно уже описаны Салтыковым-Щедриным: "Глуповцы стояли на коленях и молчали. Они знали, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли". И надо полагать Медведев, пришедший к власти, осознает всю опасность и непрочность своего положения.
Так думает юридическое сообщество, зафиксировавшее свое профессиональное внимание на словах Медведева о том, что "свобода лучше, чем несвобода", произнесенных в Красноярске. Ведь по отзывам - Медведев очень хороший юрист, мыслящий правовыми категориями. А это в принципе не допускает возможность совершения им преступления. Потому что он юрист не просто по роду своей деятельности, а именно по состоянию души. Его специальность – цивилистика, гражданское право, и в этой очень тонкой юридической материи он прекрасно разбирается. Не случайно именно Медведев в свое время поставил на место Суркова, заявив, что такого словосочетания, как "суверенная демократия", не существует. Потому что юристы понимают демократию исключительно с точки зрения принципов и механизмов народовластия.
Что же может сделать Медведев, оказавшись в ситуации заложника совершенных преступлений? Вообще-то он может и сорваться с крючка, если выведет на чистую воду всех нарушителей закона, отменит итоги выборов и назначит новые. На которых уже безусловно победит, причем сам и честно. При этом Путин, с которым Медведеву важно сохранить дружбу, может спокойно уйти в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года "О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". Его нельзя привлечь к ответственности за преступления, совершаемые в годы его правления. Похоже, других обязательств у Медведева, как и рюкзачка за спиной в виде спецслужб, нет, и у него, как будто, нет амбиций быть держимордой. Красивый жест может дать молодому Медведеву шанс победить и в честной конкурентной борьбе.
В противном случае Медведева и Ко, как соучастника преступления, ждет трибунал. Такую публичную акцию с вынесением общественного приговора нарушителям выборного законодательства намерена провести ассоциация "Голос". О ее поддержке уже заявили все оппозиционные партии. Политические силы начинают осознавать необходимость совместных действий: если не защитить другого, то с тобой завтра сделают то же самое. Так, в постановление ЦК КПРФ упоминается случай снятия Касьянова с выборов как одно из свидетельств "грязных выборов".
Геннадий Зюганов, комментируя итоги выборов, подчеркнул, что оппозиция в целом потерпела неудачу, и выразил готовность объединения с другими партиями для обжалования результатов. По сравнению с 2003 годом, по мнению юриста КПРФ Елены Лукьяновой, сейчас работа может быть более плодотворной. Фактура, поставщиком которой опять готова выступить КПРФ, богаче, а команда, с учетом возросшего числа недовольных, сильнее. Во всяком случае, у оппозиции есть год на сбор материалов, а также формирование креативной рабочей группы, которая возьмется за подготовку жалобы в суд.
"Трансперенси Интернешл" собирается сосредоточиться на законодательных дырах. На основании анализа нарушений предполагается составить своеобразную "карту минного поля" как предмет общественной дискуссии и нападок на власть. Оппозиционное движение ширится за счет растущего гражданского правосознания. Такого потока личных наблюдений и публикаций о нарушениях на выборах в Интернете никогда раньше не было. В истории обществ не существует бесконечных коррупционных режимов, тем или иным способом с помощью СМИ, а также элит он, в конце концов, лопнет.
Вы можете оставить свои комментарии здесь