Признаться, давно я так не смеялся, но отсмеявшись, задумался. И не столько о рок-страшилке, хотя ее жизнененавистнический месседж (в духе православно-полицейского фундаментализма), действительно, показателен и забавен.
3 марта, как сообщает "треш-шапито", случится судный день для оппозиции, правозащитников, олигархов, секс-меньшинств и героев гламура - от Зверева, Литвиновой и "самой последней Ксюши" до Резника, Каспарова, Лимонова и Касьянова! (Ходорковский, правда, уже "наказан", и как с ним быть - осталось неясным, разве что упрятать в карцер до конца срока). Всем им "время молиться и каяться"! "В очередь, сукины дети, в очередь!" - пафосно восклицает наш православный реппер. Настал, мол, великий час священного "джихада", когда всю эту не-до-путинскую нечисть сотрет с лица земли русской - вы думаете кто? - медведевская православная опричнина! Как говорится, спешите видеть! Церк... - то есть цирк - зажигает огни! "Но ведь сроки уже вышли", - скажете вы. Не беда, поменяем 3 марта на 7 мая - день инаугурации ДАМа. И вот тогда уж точно…
Занятно, что русский "православный рок" именно сейчас активнейшим образом начал лепить из Медведева Путина "в кубе"! Идея (точнее, надежда) проста: Путин не всех еще "наказал" и прищучил - теперь это сделает могучий "престолонаследник"! О том, кстати, что Медведев "националист" и сумеет постоять за Святую Русь, вслед за Качем заявил и действующий (пока что) президент. Такое вот единство "короля" и "шута"... Тенденция, однако.
Но самое забавное заключается, конечно, в том, что "христолюбивая братия" лепит своего диктатора "из того, что было": из человека с известными (и уважаемыми) еврейскими корнями - а ведь буквально недавно "мать его" не поминал из них только ленивый.
Если оценивать в месседже "треш-шапито" не столько эстетическое впечатление (чего там негусто), сколько подсознательное и "междустрочное", то напрашивается два вывода. Во-первых, националистический лагерь явно остался недоволен не вполне радикальным Путиным. Хоть президент и восклицал "Слава России!", но гламур, увы, не разогнал, да и сволочи-правозащитники с "несогласными" пока еще в Москве, а не на рее... И во-вторых, началось явное давление на Медведева с навязыванием ему силовой и полицейской эстетики, чтобы не просто "был как Путин", но и пошел гораздо дальше по "сечинской" полицейской дорожке. Подобные элементы истерики проигрывающей стороны (попытка выдать желаемое за действительное), видимо, еще не раз проявятся.
И дело тут, конечно, не в православной рок-страшилке, а в реальной попытке навязать новому лидеру, слабому и ведомому, свою политическую логику. И чем слабее и декоративнее выглядит Медведев как президент (с трудом могу удержаться от кавычек), тем сильнее будет искус у кремлевских групп навязать новоизбранному "зятю Межуеву" - если кто не забыл Гоголя - свою "ноздревскую волю"… Ведь ставки высоки, и проигрывающей стороне очень даже есть что терять. А посему, как говорится, бойтесь крысы, загнанной в угол!
Теперь скажите: что остается делать "силовику-спецслужбисту", фанату "вертикали" или русскому националисту в горький момент, когда авторитарный лидер уступает место не просто слабому наследнику, но и (прости господи!) политику с "сионистским процентом" в крови? Да еще, по слухам, "либералу"? Того и гляди, Ходора выпустит.. Картина мира рушится.. И выход здесь один: по-детски закрыть лицо руками и запричитать, что Медведев - уж он-то и есть гроза продажных либералов, "националист" и тайный русский Пиночет! Ужо он вам.., он вас... всех-всех...!!!
Но кроме политики, есть в казусе нашей "треш-композиции" и некий этический урок. Я конечно понимаю постмодернистскую специфику "тотальных ценностных игр", когда все высказывания относительны, а ценности мизерабельны. Часть друзей вообще настаивает на версии антиутопии. Прикол, дескать, случился. Слишком много явной буффонады… Вариация на тему хорошего мальчика принца Гарри, явившегося как-то на вечеринку со свастикой на рукаве. Поприкалывался мальчик - но ведь извинился же перед возмущенной общественностью. Так что будем снисходительны к полицай-композициям и треш-путинизму художников, поэтов и прочих джидаев и воинов света, обожающих (как Б.Г.) чаевничать с Сурковым в Кремле. На то они и "дети эфира", а все наши идеалы и ценности для них - что божья роса!
Однако обратите внимание, что националистические мозги никаких условных эстетик не учитывают, а мыслят "чисто-конкретно". Эта публика не способна отличить постмодернистские аллюзии от конкретных призывов резать и вешать. Так что даже если наше "треш-муть-шапито" и относится к играм постмодернистского разума - в любом случае оно является призывом к насилию и крови! Объективно является. По сумме высказанных идей, причем абсолютно вписывается в эстетику православно-националистического экстремизма с призывами к расправе с оппозицией. И не надо мне рассказывать про антиутопию, ее здесь просто нет, а публика, которой адресован агрессивный месседж, не знает такого слова - для них это "лозунг дня"! Совсем не важно в данном случае, насколько игровым было для авторов "вчувствование в образ". А важно другое: что реальные ублюдки, слыша призывы к наказанию, берут ножи и отправляются (как это было на днях) резать подростков за то, что те панки или антифа! Вот вам и вся "игровая эстетика"! Интернет сегодня транслирует это предельно широко, вплоть до самых "низов", и отклик оттуда получает совсем не эстетский. "Нам не дано предугадать", - как вы помните…
Постмодернистские "игры в политику" не сулят ни политике, ни авторам, ни обществу ничего хорошего, разлагая тотальной иронией (а проще говоря, стебом) те актуальные ценности, на которых и базируется любая моральная политика (подчеркиваю: моральная!). Превращая реальную драму идей в тотальное игровое поле, а ценности в "перформанс", российский постмодерн лишь ретранслирует пофигистский посыл власти, настойчиво навязываемый обществу и поддерживая в людях лживое представление об относительности любых идеалов и ценностей.
"Что воля, что неволя - все равно!" - делают нам магические пассы с телеэкрана наши "марьи-искусницы", идеологи стабильности. "Что марши, что ни марши - все едино!" - вторит этой "пофигист-морали" группа "Война", то "отмечаясь" в пропутинских торжествах "ликующей гопоты", то фланируя на маршах оппозиции с постмодернистским слоганом: "Я ебу медвежонка!" О да, как "умилительно" смотрится тотальная ирония "ебущих вместе" и прочих медвежачьих "зоофилов" - на фоне полицейских дубинок и избиваемых людей, пришедших сюда как раз отстоять свои человеческие ценности и самые что ни на есть реальные права.
Два совершенно разных мира: мир реальных трагедий, идеалов и человеческого духа - и мир гламурного стеба над любыми драмами, идеями и ценностями, столь выгодный сегодня как циничной власти, так и цинично "хеппенингующему" на тему реальных трагедий российскому постмодерну.
Поэтому признаюсь, что для меня и откровенный треш-путинизм Кача, и пришедшие на "Марш несогласных" "ебущие вместе" - явления одного этического порядка, не имеющие к моим представлениям и ценностям никакого отношения. Мы обитаем с ними в параллельных мирах, живем в разных странах, говорим на разных языках. И пусть модный тусовочный пипл иронично "перформствует" на тему полицейщины и дальше. Ведь чья-то боль и кровь (не правда ли?) - такой лакомый кусок реальности для экзерсисов в "постмодернистской иронии".
Однако этическая сторона вопроса, как ни странно это для кого-то прозвучит, актуальна и в "эпоху постмодерна": прилично ли выплясывать свои "перформансы" и "хеппенинги" прямо на людях, которые и без того терроризируются властью самым неприглядным образом? Или зачем вообще художнику влезать в "полицейскую эстетику" и вопить в унисон с кремлевской пропагандой, которая кроме презрения у приличных людей ничего вызвать не может? Неужели имени своего не жалко? Сказано же Раневской: "Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность". Ну а распевать в полицейской стране "полицейские гимны"?
Вы можете оставить свои комментарии здесь