В день назначения новым послом России в США Сергея Кисляка МИД России выступил с очередным антиамериканским заявлением, которое по своей жесткости превзошло все предыдущие упражнения в подобной риторике. Правда, оно было сделано в достаточно странной форме. Один из чиновников собрал на Смоленской площади брифинг и на условиях анонимности поделился с российскими и иностранными журналистами своим видением отношений Москвы и Вашингтона. Он предупредил, что российско-американские отношения могут испортиться и Москва перестанет сотрудничать с Вашингтоном на двусторонней основе. Вследствие размещения американской ПРО в Восточной Европе система контроля над вооружениями будет разрушена. Поэтому диалог с США станет бессмысленным. Да и сам фундамент отношений с США постоянно разрушается, поскольку вместо сотрудничества американская администрация дает российскому руководству советы "как себя вести, с кем дружить, кого ненавидеть". К тому же Вашингтон тянет в НАТО Украину и Грузию, несмотря на резкие возражения России, что может привести чуть ли не к возобновлению военно-политического противостояния.
Об этом удивительном брифинге и несколько пугающем заявлении написали несколько крупных изданий, в том числе "Независимая газета", "Известия", "Время новостей". На интернет-форумах появились восторженные отклики дежурных патриотов. Но потом все внезапно стихло. Набиравшая силу антиамериканская кампания неожиданно прекратилась.
Примерно в то же время главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил о создании на Северном и Тихоокеанском флотах пяти-шести авианосных групп. Появятся они, разумеется, сразу после 2012 года (как и все остальное, что запланировало нынешнее российское руководство, - от атомных ледоколов до нанотехнологий). Авианосцы, по замыслу флотоводца, должны заменить утраченные после развала СССР наши зарубежные военно-морские базы.
В другое время про грядущую мощь наших авианосных флотилий рассказывали бы еще несколько недель. Тем более что Куба и Венесуэла отказались даже обсуждать размещение на своей территории российских баз, о котором некоторые провластные издания уже успели сообщить как о деле практически решенном. По сложившейся в последние годы традиции, внешнеполитические провалы компенсируются многозначительными рассуждениями о возрождающемся российском величии. Но на этот раз мы их так и не дождались. Будущие авианосцы так и не попали на страницы крупнейших изданий и в эфир российских телеканалов.
При этом, судя по полученной нами информации с закрытой части встречи Дмитрия Медведева с главами российских посольств, власти намерены занять жесткую позицию по целому ряду внешнеполитических вопросов. Утверждают, что президент даже велел дипломатам в случае необходимости ссылаться на ядерный щит, отстаивая государственные интересы. И все-таки до сих пор неясно, чего можно добиться подобным шантажом, но, по-видимому, никаких других аргументов у российской власти уже не осталось. Примечательно все же, что эти призывы прозвучали в закрытой для СМИ части беседы. Фразы, произнесенные в присутствии прессы, никаких угроз не содержали. Это значит, что жанр истерического балагана, который процветал в российской внешней политике в последнее время, решили приберечь до лучших времен. Судя по всему, российские власти осознали, что одной риторикой не обойдешься, нужно делать какие-то реальные шаги, но плохо понимают, что именно следует предпринять.
А ситуация для России складывается достаточно неприятная. США резко активизировались в Закавказье, и практически не остается сомнений в том, что под контролем Вашингтона в скором времени окажутся не только Грузия, но и Армения с Азербайджаном. Конгресс США принял резолюцию, одобряющую присоединение Украины к программам по подготовке к членству (ПДЧ) в НАТО (которое фактически равносильно вступлению в альянс), а представители Госдепа намекнули, что статус ПДЧ Украина получит, даже если против этого будут возражать Германия и Франция. Маккейн, который станет победителем президентской гонки, если Бараку Обаме не удастся мобилизовать тех, кто обычно не ходит на выборы, выступил с резкой критикой российской внешней политики и еще раз подтвердил свое намерение добиваться исключения нашей страны из "большой восьмерки". Да и сам Обама, несмотря на свои призывы к сотрудничеству с Россией, в ходе своего европейского турне дал понять, что главным партнером Америки по прогрессивному преобразованию мира является Западная Европа. А это значит, что в случае его избрания Россия вновь может оказаться перед выбором: соглашаться с требованиями нового европейско-американского союза, подобного тому, что существовал во времена Клинтона, или столкнуться с угрозой международной изоляции. Программная речь Барака Обамы, которую в Берлине собралось послушать двести тысяч человек, не содержала никаких признаков того, что в случае возвращения к власти демократов у России появится возможность эффективно отстаивать свои интересы. Точнее говоря, то, что под ними понимает нынешняя правящая элита.
Судя по всему, под вывеской российских национальных интересов выдвигаются два простых требования. Во-первых, дайте нам возможность выгодно торговать своими ресурсами и не лезьте в наши внутренние дела. Во-вторых, позвольте нам контролировать соседние страны, поскольку мы туда вкладываем деньги, к тому же нам было бы приятно иметь собственных вассалов. Понятно, что подобные идеи не годятся не то что для геополитической стратегии, а даже для сколько-нибудь внятной внешнеполитической игры. Воинственная риторика со стороны специально назначенных людей вроде Косачева и Затулина, периодически дополняемая истерикой по случаю проявлений враждебности (или даже самостоятельности) со стороны соседей, не могут заменить планомерной деятельности. Да она до сих пор и не требовалась. Хорошо понимая, что российские внешнеполитические амбиции, по верному замечанию Ричарда Пайпса, не представляют ни малейшей опасности для развитых стран мира, руководство США и ЕС избегали конфликтов с российской властью.
Угроза противостояния возникла только один раз: в конце 2004 года во время президентских выборов на Украине. Россия тогда быстро отказалась от борьбы, а окружение российского президента, похоже, надолго испугалось, что в случае конфликта с Западом он натравит на российское руководство его же собственных подданных. Сегодня этот страх, по-видимому, прошел (и совершенно напрасно, поскольку поднять против власти не только общество, но и часть элиты сегодня много проще и дешевле, чем четыре года назад). А главное, настала пора действовать, поскольку вступление в НАТО Грузии и Украины (а за ними – Армении и Азербайджана) может осуществиться в ближайшем будущем. Окруженная на Юге и Западе странами НАТО, Россия либо должна вступить в альянс с Китаем (если он будет готов пойти на это), который, наверняка, дорого возьмет за свою поддержку, либо отказаться от всяких претензий на международное влияние.
Конечно, с точки зрения национальной безопасности приближение НАТО к российским границам не является угрозой. Но это лишит Россию даже теоретической возможности добиваться статуса ведущей региональной державы, способной оказывать влияние на мировой экономический и политический процесс, непосредственно участвовать в определении характера глобального развития.
Понятно, что нынешней российской элите это и даром не нужно. Однако ее представителям важно иметь хотя бы надежду на то, что с ними когда-нибудь будут разговаривать на равных, и основания для того, чтобы говорить о международном влиянии России. За этими пожеланиями стоит не только беспокойство о собственном статусе, но и практический расчет. Это все-таки какая-то гарантия того, что российское руководство не превратят в объект международной травли даже в случае появления серьезных разногласий с Западом. А у российских корпораций за сотрудничество с "преступным режимом" не отберут их зарубежную собственность, по величине равную российской.
Пример Мугабе, Милошевича, Хусейна и других политиков, которые, вступив в конфликт с Западом, быстро проделали путь от "уважаемых национальных лидеров" до оставшихся в одиночестве изгоев, заставляет задуматься о собственной безопасности. В конце концов, амбициями и международным влиянием российское руководство еще могло бы поступиться. Но с правом по собственному произволу управлять огромной страной, обладающей несметными природными богатствами, оно расставаться не желает. Понятно, что делать, что-то надо. Только вот что?
Власть давно поняла, что шабаши "Наших" и им подобных только мешают решению внешнеполитических проблем. К тому же Дмитрий Медведев хотел бы выглядеть приличным человеком, не пользующимся услугами хулиганов, которые в срочном порядке прошли на Селигере обучение на новаторов и предпринимателей. Не дают никакого результата и выступления разного рода борцов с американским империализмом от Дугина до Затулина. А какие еще бывают средства внешнеполитического давления, российская власть представляет, по-видимому, довольно смутно. Поэтому обыкновенно обращается к экономическим мерам, которые затем стыдливо списывает на технические неполадки и "спор хозяйствующих субъектов". Перекрыли поставки нефти чехам, согласившимся разместить элементы американской ПРО. Вышло только смешно и лишь усилило конфликт, который российской элите нужно разрешить мирными средствами, поскольку любое серьезное противостояние (идеологическое или экономическое) она проиграет за несколько недель. Соглашение с Китаем о взаимных расчетах в национальных валютах также не может дать особого эффекта, особенно если учесть, что подобный договор заключили две страны, одна из которых держит полтора триллиона, а другая пятьсот миллиардов долларов в различных американских бумагах.
Перспектива перехода конфликта с США в реальную плоскость напугала российскую власть гораздо раньше, чем последовал ответ со стороны Вашингтона. Скорее всего, он будет достаточно жестким, несмотря на то, что все ходы российская сторона взяла обратно. Во всяком случае, от принятия в НАТО Украины и установления контроля над Закавказьем американская администрация отказываться не собирается. Для внесистемной оппозиции внешнеполитические вопросы не менее важные, чем проблема коррумпированности российской власти или ее принципиальная неспособность, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, обеспечить нормальное экономическое развитие. Из-за некомпетентности нынешней правящей группировки, из-за ее неумения решать стратегические задачи нашей стране может быть нанесен непоправимый ущерб. Россия может оказаться на обочине мирового политического процесса.
Правящий режим уже оказался в сложной ситуации. Но ему еще только предстоит узнать, что страна, смирившаяся со статусом сырьевого придатка развитых государств, обречена на зависимость от них, даже если она гордо именует себя "энергетической сверхдержавой". Поэтому в нынешней ситуации внесистемная оппозиция должна не только жестко критиковать недальновидность и беспомощность действующей власти, но и предлагать свое видение геополитической стратегии России. Стремление противостоять режиму вовсе не отменяет желания видеть свою страну одним из мировых лидеров. Другое дело, что с нынешними правителями, какими бы титулами их ни награждала верная челядь, это принципиально невозможно. Очевидно, что российская власть, поколебавшись немного, решится на новое национальное предательство. И внесистемная оппозиция должна честно рассказать обществу о сложившейся опасности, показать ему непреодолимую слабость российской внешней политики, предупредить о намерении нынешней правящей верхушки сохранить свое нынешнее положение даже ценой национального унижения.
В конце 80-х советская властная элита, столкнувшись с угрозой внешнеполитического противостояния, отказалась защищать распадавшееся государство. У нынешних правителей изначально не было ни ясных представлений о национальных интересах, ни готовности бороться за что-нибудь, кроме возможности распоряжаться захваченной собственностью. Государство превратилось в балаган, в котором внешнюю политику заменяли ритуальные танцы и истерические выкрики. Теперь представление приходится прервать, балаган может закрыться. И нельзя позволить, чтобы вместе с полинявшими декорациями исчезла наша страна.
Вы можете оставить свои комментарии здесь