Александр Котляров "Процесс", Медиафокус (EЖ.Ru), 2010
Словечко "креатив" в России приобрело не очень хорошую окраску и репутацию и часто употребляется с пренебрежительной иронией. Однако этот действительно оригинальный проект вполне можно назвать креативом "в хорошем смысле слова". Авторы облекли сатиру на судебный процесс над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым в Хамовническом суде Москвы в такой "нетрадиционный" для России и редко применяемый в актуальной публицистике жанр, как комиксы, или, как иногда называют это на Западе, графическую новеллу.
Серии "говорящих картинок" перемежаются короткими текстами Леонида Самоцветова, который делится своими субъективными впечатлениями от судебных заседаний. Он подчеркивает, что комикс не имеет задачей документально реконструировать ход заседаний суда в рамках второго дела в отношении экс-владельца "ЮКОСа" и бывшего главы "МЕНАТЕПа".
"Процесс" — это именно впечатления, импрессионистские зарисовки, передающие поистине кафкианский, галлюцинаторный морок этого действа,
где бесконечное перечисление цифр, счетов, количества баррелей, сумм в рублях и долларах, названий компаний, фамилий фигурантов дела и свидетелей сочетается с "человеческими, слишком человеческими" проявлениями эмоций судьи, свидетелей и стороны обвинения.
С одной стороны, фразы, перенасыщенные коммерческими, бухгалтерскими и еще Бог знает какими терминами и фактурой, с другой — например, путающийся в показаниях (чужих) и неподъемных томах дела прокурор Лахтин, к концу комикса превращающийся под пером художника буквально в какого-то демона, а точнее, мелкого беса со вздыбившимися волосами и налитым кровью лицом, на которое словно отбрасывает отсвет пламя преисподней.
Если говорить о том, что
можно поставить автору рисунков в укор, то это, пожалуй, несколько одностороннее изображение подсудимых
как преисполненных иронии, пребывающих в прекрасном настроении людей, с легкостью мастеров фехтования разбивающих все доводы озлобленных представителей обвинения. У Котлярова практически на всех рисунках Ходорковский и Лебедев улыбаются. В значительной степени это, должно быть, соответствует реальности. Но вот на появившейся недавно и вызвавшей некоторый резонанс в Интернете фотографии Михаила Ходорковского нам приоткрывается другая сторона происходящего. На этом снимке облик узника отсылает не к лирике и романтизму, а к монументальному, серьезному пафосу классических драм.
Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Процесс"
Вы можете оставить свои комментарии здесь