Михаил Ходорковский свободен. После первой — огромной — радости пытаюсь оценить общественные последствия этого большого события. И вот что мне думается.
Последние два года, начиная со знаменитых "бандерлогов", Путин вел себя в общественно-политическом смысле очень глупо, по временам истерично — я бы сказал, саморазрушительно.

И вдруг теперь сделал чрезвычайно ловкий ход.

Если это не предолимпиадный маневр, а смена стратегии, то в скором времени протестное движение, очевидно, расколется на "радикалов" и "умеренных". Первые будут по-прежнему непримиримы по отношению к режиму, вторые начнут выступать за гражданский диалог.

Если вслед за Ходорковским, девочками из "Пусси Райот" и первыми "болотными" освободят остальных политических, тогда сторонники тотального игнора и бойкота власти вроде меня лишатся своего главного этического аргумента. Да, режим останется авторитарным, недемократическим и коррумпированным. Но Россия перестанет быть полицейским государством, а значит, с оппонентами можно будет (даже придется) спорить, что-то обсуждать — в общем, разговаривать.

Впрочем, говорить об этом рано. На свободе еще далеко не все.

Борис Акунин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены