"У нас нет положительного современного героя. Без положительного героя не существует литературы. Все в школе учились и все писали характеристики положительных героев. На положительном герое сформирована психология нации, ее мироощущение", — сказал патриарх, выступая во вторник на рождественских парламентских встречах.
Как думаете, кто бы им мог стать?
Гражданский активист, борец за свободу, справедливость, против коррупции и злоупотреблений элиты?
Но ведь их власть не слишком жалует.
Политик?
Но тут у нас какая-то слишком серьезная разделенность на группы и лагеря, а политик без конкретной политики не бывает.
Журналист?
Но это даже хуже, чем политик или гражданский активист, это фактически два в одном.
Хорошо, тогда возьмем что-нибудь не политическое.
Но тут тоже сложности.
Частный предприниматель, человек, пытающийся переустроить свою жизнь и заработать денег, вряд ли подойдет.
Никто не поверит в его добрые намерения. А также в то, что он смог выстроить бизнес без взяток. Для этого нужно не только всю пропаганду перестраивать, для этого нужно торгово-экономическую систему менять. Иначе государство начнет воспитывать идейных и активных предпринимателей, которые не будут находить себе места в реальной жизни. Что они будут делать? Только бунтовать.
Рабочий? Но какая сейчас поэзия в жизни рабочего? Это раньше он представлялся нашей "машиной правды" как строитель будущего.
Хотя нет, даже не так. Все было значительно сложнее. Рабочий не строил будущее, обычно на опыте перевоспитания несознательного рабочего или какого-нибудь другого простого труженика показывалось, к каким моральным вершинам должен идти советский человек.
Тогда инженер!
Но инженер будет или работать на государственном предприятии, или на частном. Однако частников мы принципиально не любим и им не верим — какой героизм в работе на олигарха?
Остаются государственные предприятия. Но там ведь только военка сейчас, кажется. Военка и газ-нефть. Где тут основа для образа положительного героя.
В общем, профессиональный подход как-то не идет.
Остается частная жизнь. Нужно ваять сагу о семейных ценностях, не иначе.
Но ведь человек, зацикленный на семье, не может восприниматься однозначно положительно. Обязательно должны быть общественный интерес и вовлеченность, служение и подвиг.
Какой подвиг, какое общественное служение в семье с тремя детьми?
То есть это может быть очень даже положительный и симпатичный образ, но на роль положительного образа он, кажется, тянет не совсем.
Может быть, это будет провинциальный парень, приезжающий в Москву? Но что он будет здесь делать? Где работать? Кем? На кого? Ради чего?
Ради личного преуспеяния? Много у него возможностей для этого?
Что-то у меня не получается.
Мои герои — гражданские активисты, оппозиционные политики, журналисты-правдолюбцы, предприниматели - явно как-то не вполне сочетаются с российским социальными трендами. Но другие меня не убеждают.
Кого предложите вы?
Как быть с формированием психологии нации?
На образе кого эту психологию выправлять?
! Орфография и стилистика автора сохранены