Накануне "Дня России" я хотел бы напомнить о том, как этот праздник назывался в народе изначально. Для простоты и ясности сути он назывался "День независимости". У одних это вызывало злобную иронию, у других – надежду на новую историю.
Это название, родившееся в обществе, подразумевало независимость Российской Федерации от советской (а, возможно, и шире – от исторической) империи. Россия мыслилась ельцинскими демократами как одна из республик Советского Союза, которая наряду с Прибалтикой, Украиной, Грузией и т.д. имеет право на суверенитет, независимость и новую, неимперскую историю.
Конечно, очевидна упрощенность такого взгляда. Но тогда он был необходимым и продуктивным этапом преодоления имперского сознания, изживания имперской исторической "кармы". Уже вскоре демократическая мысль пришла к пониманию, что Россия это не просто одна из республик СССР, это уменьшенный формат СССР, уменьшенная империя, усеченная Россия в широком историческом смысле (Россия-империя). Пришло осознание необходимости коренной перестройки самой Российской федерации с целью преобразования ее именно в федерацию по сути, а не по вывеске, т.е. в договорной союз равноправных субъектов. Отсюда и известный призыв Б.Н. брать суверенитета столько, "сколько проглотите". Отсюда же и идеи раннего Ельцина об образовании в составе Российской федерации семи русских республик, что должно было решить проблему субъектности русского народа и вытащить русских из ущербного состояния "имперской нации".
Однако на этом этапе Ельцин запнулся. Он явно испугался перспектив новой, неимперской истории, решив остаться в привычной прежней парадигме, которая к тому же обеспечивала ему "красивое" положение очередного кремлевского царя. С этого момента стал неизбежен путь Б.Н. к дикой колониальной войне за новое усмирение и удержание Северного Кавказа – совершенно бессмысленной с точки зрения подлинных интересов русских (да и не только) регионов России.
Соответственно, стал неизбежен и Путин с его неосоветской реставрацией и имперским реваншизмом, который увенчался войнами с Грузией и Украиной. Сегодня "День России", отмечаемый в подчеркнуто великодержавном стиле, вытеснил смыслы изначального "Дня независимости". Гротескный символ нынешнего праздника – площадь Свободной России у Белого дома, теперь обнесенная высоченной решеткой и КПП (еще и великодержавник Столыпин в придачу там же). Однако антиимперское зерно того, изначального праздника все же сохраняется. Его хранят и взращивают те, кто выступает за построение подлинной – равноправной и договорной – федерации, в которой станет реальностью День независимости от империи.
! Орфография и стилистика автора сохранены