Год! Когда прощался с Валерией Ильиничной в Сахаровском центре еще был жив Борис Немцов, с которым перекинулись двумя словами. Айдер Муждабаев еще жил в Москве, а не в Киеве, а Слава Иноземцев, пока мы стояли в очереди, чтобы проститься с В.Новодворской, описал мне предстоящий год, как в воду глядел, а я все был романтиком, который верит в то, что разум победит… Таковым остаюсь и по сей день. Если человек не личность, а существо с низменными инстинктами, то к чему ему свободы!?
Романтизм и веру в человека — это всё я впитал в т.ч. и от Валерии Ильиничны. Прочитайте ее книгу "Поэты и цари". До сих пор жалею, что В.Новодворская так и не написала многотомный труд по русской и зарубежной литературе. Она была потрясающим знатоком отечественного литературного слова. Очень, очень жаль…
Прошел всего год, а как все изменилось в стране, в умах, в реальности! Россия после Новодворской — другая страна, где все меньше романтиков, а все больше циников…
Минул год, а что будет через год?!"
"Будем помнить о тех, кто всю жизнь потратил на борьбу с этой системой лжи и мрака. Верим, что Россия будет свободной!" — пишет Олег Филатчев.
Кирилл Шулика:
"Главное в ней было одно. Она была романтиком. Даже самому выдающемуся идиоту в голову не могло прийти обвинить Новодворскую в продажности или, как сейчас говорят, в мурзилочности. Она просто жила, как должна была, как говорила ей совесть. Для нее не существовало ничего, кроме ее принципов. Иногда совершенно наивных и понятным немногим.
Я таких людей больше не знаю".
Павел Салиенко:
"Я давно читал статьи Валерии Новодворской. Меня всегда поражало, насколько она красиво пишет, как излагает свои мысли. Статьи ее были для меня не только интересными, но я бы даже сказал, "вкусными". Я мог перечитывать одну статью по несколько раз, наслаждаясь ее слогом. Также смотрел видео с ней, где ей задавали каверзные вопросы и даже пытались "троллить", но она всегда выкручивалась из ситуации и грамотно отвечала.
Познакомился я с ней, когда начал посещать ее исторические лекции. Меня поражал ее интеллект. Знания Валерии Ильиничны были, что называется, энциклопедические, она держала в голове множество стихотворений, множество отрывков из разных книг. У меня в голову не укладывалось, как можно столько запомнить. После лекций я задерживался, чтобы пообщаться с ней, задавал ей вопросы о патриотизме и эмиграции. Из статей о ней я узнал, что она поссорилась с отцом из-за того, что он эмигрировал в Америку. В личной беседе я спросил о ее отношении к эмиграции и стоит ли мне эмигрировать или продолжать жить в России и пытаться изменить нашу страну к лучшему. Валерия Ильинична, действительно, подтвердила, что когда-то обижалась и даже ссорилась с людьми, которые уезжают в Европу и США, называла их предателями, которые отказываются от борьбы за Россию. Но сейчас она их простила, т.к. не у каждого есть силы, чтобы бороться, для этого нужно обладать большой любовью к Родине. Она, сказала, что решать уезжать или нет, я должен сам. Потом улыбнулась и добавила, что ей было бы очень жаль, если бы такие молодые люди, как я, уехали бы из страны и остались бы одни "колорады" и "гэбульники". Согласитесь, странные слова для человека, которого все обвиняют в "непатриотичности". И тем более странно, что человек, который имел все возможности эмигрировать за границу, оставался в России, терпел преследования, насмешки и издевательства от своих соотечественников. В 90-е ее продолжали преследовать и пытались посадить, был даже суд над ней. И даже незадолго до ее смерти, на нее пытались завести уголовное дело… только за то, что она была против войны с Украиной".
"Ровно год назад умерла Валерия Новодворская. Настоящий патриот своей страны, незаурядная личность и Человек с большой буквы. Всю свою жизнь она боролась за свободу и независимость России. Спите спокойно, Валерия Ильинична, вечная Вам память", — пишет блогер Галина Ізмайлова.
Илья Швецов:
"Сегодня год, как нас покинула Валерия Ильинична Новодворская. Это случилось в самый разгар войны, когда информационная пропаганда была настолько сильна, что кислорода в нашей стране еле-еле хватало для существования. Прошлым летом я одну за другой прочитал две ее замечательные книги: "По ту сторону отчаяния" и "Над пропастью во лжи". В конечном счете, мне показалось, что я вынес из них самое главное: несмотря на бесконечные аресты и голодовки, пытки в советских психушках и навсегда сломанную судьбу, Валерия Ильинична была свободной, свободнее всех нас, сытых и спокойных за свое будущее. Но за эту Свободу ей пришлось очень дорого заплатить. У нее было мало друзей. Люди боялись идти с ней по тяжелому пути, который она для себя выбрала, когда школьницей прочитала "Один день из жизни Ивана Денисовича". Вы бы смогли окончательно и бесповоротно разорвать отношения с парнем из-за того, что тот одобрил ввод советских войск в Чехословакию? А она смогла. Новодворскую много предавали, издевались, до самой смерти хихикали ей вслед, не веря в ее отчаянный героизм и чистую совесть. А каким она была замечательным публицистом и писателем! Ее книги читаешь, как увлекательный роман, и приходишь в ужас, когда понимаешь, что это случилось с ней на самом деле. Сегодня мне очень хочется сказать словами из ее любимой песни: "Я пью за здоровье немногих…". И действительно, сколько еще в России осталось людей, которых смело можно назвать совестью нашей страны? Светлая память…"
Священник Яков Кротов:
"Народ — это те, кому ещё хуже, чем тебе". Валерия Новодворская, 1991 год.
Я бы сказал — эталонный афоризм как по форме, так и по содержанию. Невероятно ёмкое, работающее как бензопила, определение".
Егор Седов:
"Просматриваю все, что сказано за последние дни о Валерии Ильиничне Новодворской. Судьба у нее такая — ее имя стало индикатором дряни. Посмертно.
При жизни можно было не соглашаться, резко спорить, критиковать. Но то — при жизни. А что теперь?
А теперь Интернет-компашка, именуемая "Вести КПСС", пишет гадости. Посмертно. Вот ведь как их, бедных-исстрадавшихся в "лихие 90-е", от либералов умученных, обидела Валерия Ильинична, никогда в жизни не занимавшая никаких властных постов. Даже через год успокоиться не могут. (Впрочем, одного из них я отлично помню как раз по "лихим 90-м" — тогда он панегирики вице-премьеру Немцову писал).
Вот так и складывается: произнесешь фамилию "Новодворская" — и сразу ясно, где дрянь, а где люди.
Светлая ей память!"
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter