Это произошло два с лишним месяца назад — президент огласил нам нашу национальную идею. Почему-то мало кто откликнулся, а ведь случай редкий, больше того, уникальный. Уникальность его в том, что все граждане страны, независимо от вероисповедания и политических взглядов, имели основание согласиться со своим президентом, ведь идея эта — патриотизм. Ну действительно, какая другая идея может так объединить людей, живущих на этих просторах, и даже тех, кто их покинул не по своей воле, но никак не может забыть, потому и пишет разные тексты на родном языке?..

Это событие на страницах Каспаров.Ru обсуждал мэтр российской журналистики Игорь Яковенко. Хотелось бы продолжить обсуждение, тем более что президент призывал: "Нужно постоянно об этом говорить на всех уровнях, постоянно". Вот я и хочу на своем уровне.

Есть тут одна проблема. Президент на ней не остановился и правильно сделал, потому что проблема скользкая, можно поскользнуться. Кого считать патриотами, а кого, наоборот — считать предателями Родины, изменниками, подрывающими основы ее существования? Для нашего президента, я подозреваю, патриоты — те, кто "в едином порыве поддерживают и одобряют", а все остальные — наоборот. Причем неважно, что одобряют, — все. Это и есть патриоты. Крымнашисты, например, а также те, кто еще недавно дружно орал про Малороссию, а когда тема перестала быть мейнстримом так же дружно, по свистку, про нее забыли. Патриоты по-президентски — и те, видимо, кто дружно рукоплещет как вводу, так и выводу, не задавая лишних вопросов, кого, куда, откуда и зачем ввели и вывели. А также те, кто заранее согласен с любым приговором нашего самого справедливого в мире суда.

Если так (подозреваю, что это так), тогда сплотиться под знаменем патриотизма у нас, к сожалению, не получится. Мне даже кажется, что господин президент вообще не сможет использовать это слово по назначению. Конечно, его можно изнасиловать (слово, а не то, что вы подумали), как его у нас давно уже насилуют, причем в самой изощренной форме. Но так, чтобы по назначению… верней, по значению… нет. Ведь во всех словарях черным по белому записано: патриотизм — это значит любить свою Родину, славить ее в праздники, укреплять трудом своим в будни, помогать, чем только можешь, когда она в беде! А по-вашему, по-президентски, получается, что патриотизм — это кричать "ура" после каждого звука за кремлевской стеной. Тогда так и запишите! Ведь историю вы уточняете? Вот и словари тоже уточните!

Или вот такое, пожалуй, более разумное предложение: придумайте себе другое слово, господин президент! А это оставьте, не ваше оно, не для вас придумано. А для тех, кто кричит — с риском для своего благополучия — не о вводе-выводе, об экономической катастрофе, до которой вы довели страну, о нищете, в которую вы ввергаете народ, о неотложности демократических реформ для ее (его) спасения! Слово это для тех, кто мечтает увидеть свою страну современной, основанной на гуманизме, идеях свободы, равноправной конкуренции, где гражданское общество, уважение к человеку — основа основ! Для тех, кто не хочет и своим согражданам не желает в XXI-м веке быть холопами безумного тирана образца XVI-го века! Для тех, кто не хочет жить в стране, где "человекопоклонство" объявлено ересью! И своим согражданам не желает!

Персональный, кстати, поклон нашему Папе Московскому. Умри, лучше не скажешь.

Так вот, я говорю, придумайте себе что-нибудь, господин президент, для единения масс вокруг вас-с!.. Хотя нет, не надо придумывать, для вас уже придумали, я даже знаю, кто*! "Одобрямс". Прекрасное слово! А что? "Национальная идея — одобрямс!" Было есть и будет. Очень по-россейски.

Я понимаю, для апологетов всенародного "одобрямса" лишиться такого титула — патриот России — это как серпом… Что делать, терпите, если Бог не дал мозгов и совести. Для полноты вашего счастья вот вам несколько исторических примеров из школьной программы.

Вопрос: кто были настоящими патриотами, "непримиримая оппозиция" царю, декабристы, или Николай и его цепной граф Бенкендорф? Некрасов с его "Кому на Руси жить хорошо?", Тургенев ("Как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома?") или славянофилы, певшие аллилуйю "особому пути России", конечно же, с самодержавием и крепостничеством? Кто любил страну больше, Герцен, звонивший в Лондоне в свой "Колокол", будивший Русь, или бездарная шваль с эполетами, "жадною толпой стоявшая у трона"? Наконец, социал-демократы-западники с их идеями демократического капитализма, того, что так расцвел в последние десятилетия в Европе, Америке, Японии, или большевики, смотревшие на свою страну как на стартовую площадку для мировой революции ("да нехай тут все горит синим пламенем!"); результаты их деятельности нам тоже хорошо видны: население страны — 140 миллионов вместо 600 — по прогнозам Менделеева на начало XXI века!.. Эх, посмотрел бы Маркс на это все, матюкнулся бы и сказал: "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет!"

Так кто патриоты, господин президент, те или эти?.. Риторический вопрос, конечно. Что вас спрашивать? Ведь вы из той же породы кремлевских мечтателей. Мечтаете порулить напоследок на мировой арене? Напоследок — потому что впечатление, как будто вы поклялись дьяволу, господин президент, извести Россию до нуля.

Один вопрос повис в воздухе: так кто же у нас не патриоты, а наоборот, враги, подрывающие основы существования страны с таким гордым именем — "Россия"?.. Слово "подрывающие" напомнило мне басню Крылова. Помните?

"Свинья под дубом вековым
наелась желудей досыта, до отвала…
и рылом подрывать у дуба корни стала".

А еще — из Достоевского, помните? "Вы и убили-с, Родион Романович".

Напоследок один риторический (у нас тут вообще одна риторика, что ж делать) не вопрос, совет: "Выбирайте слова, господин президент. А то вдруг кто-нибудь решит, что вы и впрямь хотите видеть вокруг себя патриотов, которые любят свою страну, — за ту свободу, что она им дает, за возможность заниматься своим делом и благополучно жить, за счастье быть ее гражданином. Патриотов, которые со слезами на глазах поют гимн страны (как поют граждане Соединенных Штатов и Израиля), а не прячут глаза, потому что слов не знают! И — слышите, вы, господин президент?! — лишь под страхом смертной казни вы заставите их выучить эти слова! Потому что рабы добровольно гимн не поют!"

Последняя цитатка — из Бертольда Брехта, уж очень она подходит к разговору:

"Идут бараны в ряд,
бьют в барабаны.
Кожу для них дают
сами бараны!"

 

—————————————-

*Михаил Мишин.

Борис Зислин-Ахматов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter