Продолжаю тему "Глядя на будущее..." и отчасти "Союза худших..." Извиняюсь за самоповторы.
26 марта мы увидим, действительно ли сформировалась основа для послепутинского социума.
Для меня исторические периоды (циклы инверсий, т.е. эпоха от разворачивания идей и тенденция, до их угасания и самоуничтожения) - это как вагончики игрушечной железной дороги или связка сосисок. Одновременно я рассматриваю каждый такой цикл как модель локальной цивилизации (или культуры, для простоты восприятия).
Культура - сверхсложная система, и ее структура - слоиста, как модель Земли: сверхплотное ядро, различные, убывающей плотности и нагрева слои с конвекционными потоками между ними, и поверхность, включая атмосферу, колебаемая внутренними процессами и вовлеченная в обмен энергией с космосом.
Иначе это можно представить так: "ядро" - патриархальные сельские жители центра страны, а периферия культуры - это урбанизированная научная и творческая интеллигенция, активно вовлеченная в духовные и интеллектуальные контакты с внешним миром.
Есть и "конвекционные потоки" - молодые люди выбираются из заповедников патриархальности в крупные города, а часть интеллектуалов архаизируется, становясь приверженцами изоляционистских и ретроромантических доктрин.
С этой точки зрения сталинисты - фундаменталисты советского инверсионного периода, а клерикальные монархисты - фундаменталисты позднеромановского периода.
В этой схеме либералы и социалисты эпохи думской монархии и "шестидесятники" советской эпохи - самая открытая (в попперовском смысле) часть социума/культуры.
Но еще в недрах думской монархии сложилось "ядро" советского периода - большевистское подполье и литераторы - сторонники романтически-протототалитарного взгляда на мир. А в недрах советчины - "ядро" периода послеавгустовского - диссиденты и "экономические диссиденты", цеховики и спекулянты.
Как всякие фундаменталисты, "ядерщики" воспринимаются тяжело - они нетерпимы и воинственны, их взгляды и жизненные стратегии раздражающе не совпадают с установками традиционного большинства.
Сравните ригоризм диссидентов-антикоммунистов с их установкой на ликвидацию советчины и на поражение "империи зла" в холодной войне - и тактичное внедрение европейскости, принципов "внеклассового" гуманизма и демократии (включая антитоталитаризм под видом антифашизма и антимонархизма, и антиимперскость) интеллектуалами-шестидесятниками.
Потом проносится "коса инверсии" - и контрэлиты становятся элитами. А затем начинается эпоха оппортунизма - новый социум старается "размягчить" суровость своей базовой доктрины и выделяет "оболочку", готовую оценивать его критически, осуществлять рефлексию, заимствовать "чуждые" идеи и представления.
Мне очень интересно было понаблюдать за соотношением между остатками "оболочки" советского периода и формирующимся "ядром" следующего цикла. Идеальным для этого были "выборы Володина-Памфиловой" 18/09/16.
Партия "ЯБЛОКО" очень честно позиционирует себя как продолжателя советской проевропейской правозащитно-диссидентской традиции, т.е. квинтэссенции советской "оболочки". В свою очередь ПАРНАС еще в период союза с Навальным был для меня типичным "ядром" - эмбрионом идей буржуазно-демократической революции (гипотетического Второго Августа или "Русского Майдана").
По итогам выборОв, казалось, старая "оболочка" победила, а новое "ядро" еще не сложилось. Но к "ядру" я прибавил и "партию революционного бойкота". Получилось как-то поровну.
И вот теперь, когда очевидно, что Навальный и Мальцев так же начинают новую Антикоррупционную революцию, как весной 1990 Ельцин и Афанасьев начинали Антикоммунистическую, очень важно, сколько выйдет на акции 26 марта и с какими лозунгами. Дело в том, что и во время Недореволюции 2011-12 годов, и в избирательную кампанию 2016 года четкого общего, хоть и только интуитивного понимания цели движения не было. Теперь оно есть.
Я выдвигаю гипотезу, что движение под условным названием "26-мартовцы" и есть признаки оформления идейного "ядра" послепутинского периода (следующего вагончика).
Поскольку карты сданы - все призывы сделаны, все ответные угрозы прозвучали, эволюция позиции протестующих от обличения коррупции в верхах до "долой гадов" произошла, то осталось только смотреть на завершение исторического эксперимента.
! Орфография и стилистика автора сохранены