Петербургское небо мутилось дождем. И не покидало ощущение "дежа вю": я же все это когда-то наблюдал, и не раз — плакаты, черные шлемы, люди, которых тащат к автозакам, народ скандирует "Позор!"...

Называлось это "Стратегией-31": 31-го числа каждого месяца выходим за соблюдение 31-й статьи Конституции — о свободе собраний.

Но тогда у Гостиного двора счет протестующим шел на сотни. Сейчас — на тысячи, вероятно, даже на десятки тысяч: подсчитать хотя бы приблизительно число людей на Марсовом поле, при этом люди приходят и уходят — задача почти невозможная.

Но обо всем по порядку. Первое "дежа вю" на Марсовом — это, конечно, линия машин полиции, автозаков и автобусов.

О предназначении автобусов я узнал почти сразу же: вежливые девушки раздавали на подходах к Марсову полю листовки с сине-оранжевым оформлением, с "Требуем ответов 12 июня". Вот только был в них совсем не текст Навального.

Насчет "воли большинства" авторы листовки немного ошиблись, конечно: кто тут большинство — это еще очень большой вопрос, учитывая число собравшихся.

От собравшихся потребовали принять участие в аттракционе неслыханной щедрости: их бесплатно перевезли бы в автобусах в Удельный парк, подальше от центра Петербурга, где обещали безопасное проведение акции под присмотром полиции.

Ошиблись составители листовки и в другом: купить лестью собравшихся невозможно. Так что автобусы (для переезда всех участников их, вероятно, потребовалось бы 350-400) спокойно остались на своих местах. А участники акции — на Марсовом.

Люди еще выстраивались в очередь к полевой кухне за тем, что я назвал "милитаристским хавчиком" (дома они не ели, что ли?), а по громкоговорителю повторили: акция исторических реконструкторов заканчивается в 14:00, с этого момента акции на Марсовом поле будут незаконными, уезжайте в Удельный.

И точно — свернулись мгновенно. Мимо нас прошли люди в казачьих шапках, провезли танк, протащили полевую кухню с воплями "поберегись!", заставившими вспомнить пелевинский роман "Т."

Построение ОМОНа со стороны Летнего сада

Между тем людей около мемориала становилось все больше. Кто-то развернул флаги России. Офицер полиции зачитал в мегафон очередное предупреждение — в Удельный парк уже благоразумно не приглашал, просто предупреждал, что будет задерживать за любую политическую агитацию, вплоть до футболок.

А дальше все происходит очень быстро.

Люди влезают на стены мемориала — начинается скандирование "Путин — вор!" (уточки были, но на "Димона" практически никто не обращал внимания) — омоновцы врываются в толпу — кого-то волокут — скандирование перерастает в "Позор! Беспредел!"

Потом все повторяется — снова и снова.

А люди все прибывают — со стороны Садовой и Спаса-на-Крови. Просто с частотой подъезжающих к "Гостиному" поездов метро.

Битва за стены — это вам не реконструкция "реконструкторов". Народ устраивает "оккупай", потом на стены влезают омоновцы, кто-то успевает спрыгнуть, кого-то хватают. Наконец, очередной "дарт вейдер" оглядывает поле боя, убеждается, что все свободно... Пять минут — и "оккупай" повторяется — второй, третий, четвертый раз...

Эпизод битвы за стены

Небо не выдерживает, начинается дождь...

При мне, наверное, схватили человек 150. Или больше. Опять же, даже тут подсчет практически невозможен: нужна журналистская команда с нескольких сторон мемориала.

Сейчас, когда я уже дома, сообщают: 346 задержанных. Полные ли это данные — пока неясно. Но можно хотя бы по этой цифре представить, сколько было участников.

...Пытаюсь дозвониться домой, сообщить, что в порядке и на свободе. Не получается — связь практически блокирована. Мимо пробегают омоновцы — не просто так, а за каким-то парнем. Гонимый и гонители скрываются за кустами сирени. Мысленно желаю парню удачи...

Выбираюсь из окружения. Рядом, на аллее — колонна ОМОНа. Ждут сигнала? Просто стоят устрашения ради? Интересно, а о чем они сейчас думают? По возрасту — не так уж много различий с митингующими. Да и есть ли те различия: да, молодежи — большинство, но есть на Марсовом люди самого разного возраста.

...Оказывается, был на акции больше часа. Больше, чем рассчитывал.

Ну что, подведем итоги. Кое-какие "впервые" все-таки произошли.

В сравнении с 26 марта очень мало лозунгов и много флагов. Не только российских — разных. Рядом могут оказаться социалист с флагом СССР и сторонник "правых" (любимый символ — змея с многозначительным пожеланием "Не наступай на меня!") Левые, правые — а скандируют одно. Про "Димона" почти забыли. А вот про Путина — как раз нет.

Людей с флагами тоже хватали, но не слишком усердно: возможно, омоновцы получили инструкции не создавать излишне красноречивых кадров. Хотя все равно создавали: слишком развит этот хватательный рефлекс.

И да, впервые вижу, чтобы власти не только угрожали и разгоняли людей, но при этом еще и пытались им льстить. Такого во времена Маршей несогласных и "Стратегии-31" не было. Пусть политологи и комментаторы с этой новацией разбираются — что сие означает.

Я ухожу. Но люди еще идут на Марсово, кто с флагами, большинство — с зонтиками. И их много.

Нас — много.

Те самые немногочисленные лозунги и уточки

Еще одно из множества задержаний

Ближе к Летнему саду все выглядело так

 

 

Егор Седов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter