Вся либеральная публика обсуждает и осуждает Дмитрия Быкова за ностальгию по совку. И недоумевает, что он нашел модернистского в советском проекте. И чем он более модернистский, чем гилеровский проект. И уже кучу всего понаписала, доказывая, что по многим параметрам советский проект был куда архаичнее гитлеровского.
А все просто. И я вам скажу, почему советский проект (именно проект, а не реализация, которую я сейчас не обсуждаю) – это все-таки модерн, а нацистский проект – архаика. Советский проект отталкивался от идеи равенства. Куда укатился, оттолкнувшись, опят-таки не обсуждаю сейчас. Так же, как не обсуждаю, можно ли считать инквизицию проявлением христианства. Очень спорный и неоднозначный вопрос, хоть я и противник религии в принципе. Так вот, идеологической сердцевиной советского проекта был эгалитаризм. Поэтому он (проект) остается модернистским, несмотря на все его срывы и провалы. Потому что один из важнейших параметров процесса преодоления архаики – преодоление неравенства. Расширение принципа равенства. Распространение его на все более широкий круг "иных".
Архаика несовместима с равенством. В архаике не может быть равенства с "иными". И именно в этом нацистский проект принципиально архаичен, несмотря на все его научные и технологические успехи. Он весь простроен на идее принципиального неравенства между людьми. Это его определяющая составляющая. Все остальные его проявления – результат последовательного проведения этого принципа. Поэтому политологически нелепы попытки некоторых отнести фашизм и нацизм к левым течениям. Важнейший критерий разделения на левых и правых – это именно отношение к неравенству. И уже из него вытекает отношение к свободе, праву, насилию.
Почему этой простой вещи в упор не замечает наша либеральная публика? А это тоже просто. Так и не преодолев свою пришибленность совком, она утробно ненавидит саму идею эгалитаризма. Именно остаточный, декларативный эгалитаризм является ее главным объектом отторжения в советском проекте. Между тем, если вырвать из модернизационного, ренессансно-просвещенческого, гуманистического проекта идею равенства, он весь рассыпается. И скатывается назад в архаику.
! Орфография и стилистика автора сохранены