Вот свежее сообщение французской прессы:
"Российский физик Александр Сергеев, который 25 сентября оценил состояние науки в своей стране как "близкое к катастрофическому" и сказал, что наука попала "в долину смерти", был избран президентом РАН, имея перед собой сложную миссию по возвращению блеска своему институту Прикладной Физики, который после падения СССР задушен бюджетными ограничениями.
После избрания, этот 62-летний эксперт оценил в 30 млрд рублей (450 млн евро) суммы, необходимые для одного лишь "обновления оборудования" (очевидно, в пределах РАН), и выступил за введение налога в 60 млрд (рублей) на доходы нефтяных компаний, чтобы финансировать фундаментальные исследования."
Если РФ часто называют (особенно в Украине) "жалкий дубль СССР", то нынешняя РАН — просто руины АН СCСР. Можно привести и другие факты из этой же сферы, но это все равно что "бить лежачего".
А где вообще находится РФ "в научно-технологических координатах"? В статье "Biting the bullet" (можно перевести как "Выдержать удар") в лондонском еженедельнике The Economist за 23 сентября с.г. приводится диаграмма: для высокоразвитых стран OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) по оси Y отложена доля добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в ВВП (сам ВВП равняется сумме добавленных стоимостей, произведенных всеми отраслями), по оси Х — совокупная доля высокотехнологичных отраслей в обрабатывающей промышленности. Все это по состоянию на 2015-2016 годы.
В результате в "почетном" правом верхнем углу оказались Южная Корея (выше и правее всех остальных — 0,3 по оси Y, 0,7 по оси Х), Япония, Германия, Ирландия, а также Чехия, Венгрия и Словакия. Как ни странно, Америка, вместе с большей частью западноевропейских стран, оказалась существенно ниже и левее. Но нужно учитывать еще и величину ВВП на человека.
Я как мог определил, для важнейших из этих стран, добавленную стоимость высокотехнологичных отраслей (ДСВО), в расчете на душу населения, в 2016 году, в долларах, в пересчете по текущему курсу (разумеется, примерно), по убывающей:
Южная Корея — $7000, 20% ВВП (мировой лидер, вместе с Германией и Японией);
Германия — $8000, 18% ВВП;
Япония — $5000, 12.5% ВВП;
Америка — $3500, 6% ВВП (все-таки Америка мировой лидер в микрочипах, авиационной и космической технологии и в некоторых других ключевых отраслях);
Италия — $3300, 10% ВВП;
Польша — $2500, 10% ВВП (Польша многого добилась в электротехнической отрасли);
Франция — $2500, 6% ВВП;
Великобритания — $2000, 5% ВВП.
В Китае (он отсутствует на данной диаграмме, хотя мог бы занять место в ее центре), в 2016 году, при ВВП на душу населения не менее $15,000 (в пересчете по текущему валютному курсу; я уже объяснял ранее, что китайская официальная статистика показывает менее 60% реального ВВП), доля ДСВО составила не менее 10% ВВП, что означает по меньшей мере $1500 на человека. И это достаточно осторожная оценка.
В 2015 году общий импорт высокотехнологичной продукции странами ЕС их "внешнего мира" (без внутренних товаропотоков) составил около $328 миллиардов, включая $111 миллиардов из Китая.
Общий же экспорт высокотехнологичных товаров и услуг Китаем в 2016 году превысил $800 миллиардов, то есть достиг одной трети всего экспорта.
Кстати, упомянутая выше статья и некоторые другие статьи в этом номере The Economist с ужасом (почему?) расписывают перспективы роста высокотехнологичного сектора Китая, в соответствии с официального планами до 2025 года. "Сможем ли мы выдержать конкуренцию с Китаем?!" (подавляющую часть цифр и фактов я, как обычно, опустил).
Конечно, Америка и Запад это смогут — в рамках единого Современного Мира, включающего развитой Запад (страны OECD) и Китай.
Россия же находится глубоко под Современным Миром, точнее, далеко "слева и внизу" от описанной диаграммы. Согласно многочисленным источникам и моим собственным оценкам, в 2016 году, доля ДСВО составила не более 4% ВВП России (доля обрабатывающей промышленности в ВВП РФ не превысила 15%), а сам ДСВО, видимо, не превысил $500 на человека. И не удивительно: электроники практически нет, машиностроение только "нижнего уровня", от других высокотехнологичных сегментов остались рожки да ножки. Это уровень, в лучшем случае, Греции, Кипра, Хорватии или и того ниже.
В Бразилии и Турции в 2016 году ВВП на человека был выше российского — соответственно, $10,000, $12,000 и $9000. ДСВО на душу населения в Бразилии и Турции также, очевидно, был выше. В итоге, РФ оказалась, и в экономической и в технологической мировой иерархии, среди развивающихся (даже малоразвитых) стран. И это несмотря на большущие доходы от экспорта углеводородов и прочего сырья. А экспорт российских высокотехнологичных товаров в ЕС в 2015 году составил лишь $2 миллиарда.
Но ведь РФ собирает, в больших количествах, неплохие легковушки ведущих мировых моделей? Вот именно, собирает из импортных комплектующих, а попытка повысить долю российских комплектующих часто ведет к снижению качества. Вспомните "Левшу", который обошелся без "мелкоскопа" при работе с "аглицкой стальной блохой"!
А скажем пассажирский самолет Superjet SS-100, который покупают в России и за границей? Но доля импортных комплектующих в нем явно выше 80%. А знающий ситуацию Аркадий Бабченко как-то выдал: "В SS-100 российский только алюминий".
А оружие, "гордость" Кремля? Достоверно известно, что почти вся электроника и авионика для истребительно-штурмовой авиации РФ поступает из Китая. Китайские военно-технческие сайты даже не скрывают этого. Вспомните и про "начинку" российского бомбардировщика, сбитого турками в ноябре 2015 года.
Но может быть ситуация в российском машиностроении и прочих высокотехнологичных сегментах выправится в перспективе? На это нет надежды. Вот еще сообщение:
Крупнейший машиностроительный концерн России "Тракторные заводы", с 20 тысячами занятых, будет объявлен банкротом. Финансовое оздоровление компании, чей долг приближается к 1,5 млрд долларов, уже невозможно, сообщил в среду глава "Ростеха" (которому формально подчинены "Тракторные заводы", причем значительная часть их продукции приходится на оружие) Сергей Чемезов.
Может быть, Путин перенаправит финансовые потоки в науку и высокие технологии, а заодно и в систему образования? Согласно ежегодным оценкам конкурентоспособности стран мира, российская начальная школа еще держится, а все что выше разваливается. Даже МГУ оказался почти на 200-м месте среди 1100 ведущих университетов мира; других университетов РФ нет с числе "первых трехсот".
Может быть Путин даже вернет с этой целью часть "ролдугинских офшоров", пока Минфин США их не конфисковал? Как там у Маяковского: "Мистер Форд, отдайте! Даст он, черта с два..."
Словом, деградация в политике и культурной сфере органично дополняется деградацией в научно-технической, образовательной и экономической сферах. Какое отношение высокие технологии, наука и образование (выше начального) имеют к развеселому хозяйству Путина-Кадырова-Медведева-Поклонской?