9 июня этого года вашингтонский "мозговой центр" Atlantic Council опубликовал исследование об оценке убытков Украины в результате российской агрессии. Насколько я знаю, это самая серьезная оценка такого рода с начала российской агрессии в феврале 2014 года. Публикация эта (Андерс Аслунд, исследование "Цена Кремлевской агрессии в Украине: материальное измерение") была отмечена на Каспаров.Ru (9 июня) и в деталях приведена на популярном украинском сайте censor.net. Главные тезисы (с небольшими комментариями) приведены ниже:

— После оккупации Крыма Украина потеряла 1,4 миллиона гектаров земли (используемой в сельском хозяйстве), которые оценивают в более $1,8 миллиардов.

— Украинские банки потеряли активы, оставшиеся в их банковских отделениях в Крыму, на общую сумму от $1,7 до $1,9 миллиарда.

— Россия конфисковала "Крымэнерго", в результате Украина потеряла $1 миллиард.

— Потери Украины в результате разрушения инфраструктуры на Донбассе составили $9,5 миллиарда.

— Сверх того, Украина потеряла много крупных предприятий в Крыму и Донбассе (в исследовании Аслунда приводится список).

— Распад торгово-экономических отношений Украины и России (как следствие путинской агрессии и в результате прямых действий путинского режима с целью "наказать" Украину) привел к сокращению Украинского экспорта не менее чем на $14 миллиардов

— Самое простое и обобщенное определение убытков, которые понесла Украина, заключается в умножении доли ее потерянного ВВП за четыре года с начала оккупации. Донбасс (в 2013 году) давал 10% ВВП Украины, Крым давал 3,7% ВВП (и этот сегмент ВВП был Украиной потерян). В МВФ оценили ВВП Украины в докризисный 2013 год на уровне 179,6 млрд долларов. Таким образом (с помощью четырех правил арифметики), общие потери ВВП Украины за четыре года, только в результате агрессии путинского режима в Крыму и на Донбассе, составили 13,7% от этой суммы (около 180 миллиардов долларов), умноженные на четыре, или $98,4 млрд.

И наконец, несколько фраз, которые стоит привести полностью:

"Украинские компании и физические лица, которые потеряли свои активы в результате российской агрессии, должны подавать иски в международные суды; им стоит объединяться в группы и подавать совместные иски, чтобы уменьшить долю расходов на судебные процессы" — предложил Алан Райли, старший научный сотрудник Eurasia Center (в составе) Atlantic Council. "Мы можем призывать и способствовать тому, чтобы физические и юридические лица требовали от Кремля компенсаций", — отметил Джон Хербст (бывший посол США в Украине), директор Eurasia Center, Atlantic Council".

В начале сентября 2015 года я разработал собственный метод оценки убытков Украины в результате агрессии РФ. Основной принцип очень прост:

— ВВП Украины в 2013 году (перед началом "событий") был примерно 180 миллиардов долларов (в пересчете в доллары по текущему курсу гривны — данные МВФ и Мирового Банка) берется за базу.

— Вычисляется разница между этим показателем и ВВП Украины в 2014 году (рассчитанного тем же методом и теми же структурами). Вычисляется та же разница (тем же методом) за 2015 год (предварительная оценка). Эти два показателя суммируются. В результате получаем убыток Украины, который путинский режим должен ей компенсировать.

Я послал по электронной почте это предложение примерно 50 читателям моей книги "Conflict with Russia", большую часть которых составляли этнические украинцы. Ни одного ответа я не получил. Очевидно, мое предложение было сочтено "несвоевременным".

Еще через год я послал свое предложение на один серьезный антипутинский сайт. На этот раз я предложил посчитать убыток за 3 года — с 2014-го по 2016-й. И снова оказалось, что мое предложение "несвоевременно".

Очевидно, сейчас, после публикации исследования Atlantic Council, такого рода предложения стали "своевременными". Можно (и даже нужно) провести расчет заново, за 5 лет, с 2014-го по 2018-й.

Согласно статистическому сайту tradingeconomics.com (а точнее tradingeconomics.com/ukraine/gdp), ВВП Украины в 2013 году (пересчет гривны в доллары по текущему курсу, данные ВВП и Мирового Банка) составил примерно $183 миллиарда — это и есть базовый уровень. В 2014 году он упал до $133,5 миллиарда (тот же метод расчета); падение составило почти $50 миллиардов.

В 2015 году ВВП Украины дополнительно упал до $91 миллиарда; падение, от величины базового уровня, составило $92 миллиарда. В 2016 году ВВП Украины практически не изменился и составил $93 миллиарда; падение от величины базового уровня (убыток Украины в результате российской агрессии) составило $90 миллиардов. В 2017 году (данные статистической службы Украины) ВВП страны чуточку вырос, примерно до $100 миллиардов; падение от базового уровня (убыток Украины) составило $83 миллиарда.

В 2018 году, по предварительной оценке, ВВП Украины в самом лучшем случае не превысит $110 миллиардов, а убыток "сократится" до $73 миллиардов. В результате совокупный убыток Украины от путинской агрессии составит, за 2014-18 годы, составит примерно $388 миллиардов. Вот от этой "печки" и предстоит плясать.

Я слежу за экономической ситуацией в Украине с апреля 2014 года. Именно поэтому мне (и любому серьезному экономисту) очевидно, что в результате путинской агрессии в Крыму и на Донбассе была основательно дестабилизирована экономика всей Украины.

Достаточно сказать, что между 4-м кварталом 2013 года и 1-м кварталом 2016 года ВВП Украины, согласно украинской статслужбе, снизился в неизменных ценах почти на 20%. Со 2-го квартала 2016 года началось робкое, неуверенное восстановление экономики. Но даже к нынешнему моменту, середине 2018 года, удалось "отыграть" едва ли четверть падения (опять-таки в неизменных ценах).

Другим важным показателем дестабилизации является курс гривны к доллару, который упал с 8 в 2013 году до 32 в феврале 2015 года (момент Дебальцевского сражения), а затем с трудом поднялся, к настоящему моменту, до 25-26.

Можно привести и другие доказательства правильности моего метода оценки убытков Украины за 2014-2018 годы. Но для начала хватит и этого. Конечно, спасибо Atlantic Council за их оценку убытков Украины от путинской агрессии (как-никак первая серьезная оценка такого рода). Но, по-моему, она слишком слабенькая. Моя оценка (я полагаю) гораздо ближе к реальности.

Самое же главное — украинский Нафтогаз, во исполнение решений Стокгольмского Арбитража (кажется в конце 2017 года) о долге Газпрома Украине в $2,5 миллиарда, приступил, в мае 2018 года, к аресту имущества Газпрома в Голландии, Швейцарии и еще кое-где. Одновременно сходные акции были предприняты местными властями в Великобритании, Америке, Швейцарии в отношении имущества нескольких российских олигархов. Похоже, настал час Украине возместить убытки, а путинскому режиму загнуться.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter