С ностальгическим чувством "шо, опять?" японские импортеры нефти спешно готовятся сейчас во второй раз в нынешнем столетии прекратить операции с Ираном. Таково суровое требование неукротимого Трампа - он угрожает с начала ноября отрубить от операций с долларом всех, кто откажется разорвать нефтяные контракты с аятоллами. А возможность жить и работать в приятном мире американской валюты в Токио ценят, естественно, несравнимо больше, чем выгоды от закупок иранской нефти. Хотя ее, черт, и продают сейчас очень дешево.

Когда-то Япония была крупнейшим торговым партнером Ирана, имела на него большие экономические виды. Тегерану делали всяческие поблажки, сгоряча снизили визовые ограничения. Токио на время заполонили толпы граждан новой дружественной страны, которые стали бойко на уличных переходах торговать подделками, жарили кебабы в парках, смачно чмокали губами и что-то выкрикивали при виде девушек в мини-юбках. Японская публика была в шоке, а на стенах в Токио я тогда с изумлением стал замечать написанный черным немыслимый ранее нацистский лозунг "Иран-дзин ва иран". Для тех, кто еще не знает японский: Иран-дзин - иранец, а второе слово "иран" в этой фразе по созвучию означает грубое "вы нам не нужны, убирайтесь!"

Визовые льготы без скандала отменили, иранцев потихоньку вытеснили на родину, а потом на Токио накатил Вашингтон с требованием санкций против Тегерана за его ракетно-ядерные дела. Японцы довольно долго сопротивлялись - в их балансе импорта нефти на Иран приходилось тогда более 15 процентов, к тому же они собирались получить там для монопольной разработки одно из крупнейших в мире месторождений Азадеган. И от всего к 2012 году Токио отказался - угроза отключения от доллара оказалась доходчивой.

Сейчас Иран дает всего пять процентов нужной Японии нефти, эту потерю компенсировать относительно легко, хотя бензин и слегка подорожает. Тегеран, как сказал мне энергетический аналитик одной из токийских газет, окончательно стал опасным партнером - с ним вряд ли японские импортеры будут легко вступать в активные отношения даже в случае отмены нынешних санкций. "В конце концов Иран станет полностью зависеть от продаж в Китай и Индию, а потом и только от Китая. А Пекин будет стремиться покупать его нефть предельно дешево",- считает знающий товарищ.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены