Всенародный опор "провокатору Варфоломею" (характеристика Смоленки, а уж наркоминдельцы в разоблачениях провокаторов толк знают, за 100 лет наблатыкались) привел разъяренную Москву к еще одной внешнеполитической итерации.

Когда молодая Российская Федерация заявляла, что берёт под политическую (и даже вооружённую) защиту не только своих граждан за границей (что естественно), но и русскоязычных соотечественников (казус Приднестровья летом 1992 года), это было также воспринято с пониманием, но с молчаливой оговоркой, что такой подход распространяется на Молдову, но не на страны Балтии, Украину или Казахстан.

16 лет Москва эту оговорку учитывала – пока не пришлось расчленять Грузию. 
Придумать, что осетины Картли и абхазы и армяне Абхазии – "соотечественники" было сложно, но выручили сотни тысяч розданных паспортов (о которых только грезит миллион покинувших восток Украины).

Еще через 6 лет защита граждан и соотечественников дополнилась доктриной защиты "русскоязычных", обосновавшей прямое занятие [говорят, что перевод этого термина на латынь объявлен экстремизмом] Полуострова и криптоинтервенцию на восток Украины. 
Это уже была прямая калька с действий Гитлера в 1938-39 годах.

Но ярость от автокефалии "затмила очи": Москва приравняла к объектам эксклюзивной защиты (пока "политико-дипломатическими методами") прихожан украинских приходов Московской Патриархии. 
Так в 19 веке Российская империя объявила себя защитником христиан Османской империи (что, кстати, привело к Крымской войне)

Тем самым прихожане РПЦ (МП) в Украине де-юре получили статус, если не "полуграждан России" (как русскоязычные соотечественники), то не менее, чем "граждан-на-четверть"). 
Вопрос о том, распространяется ли это "покровительство" 
также на прихожан Московской Патриархии в Беларуси, Казахстане, Финляндии, Латвии, Великой Британии, США или Японии, пока остался не прояснённым… 
Видимо, до момента обоснования войны с Вейшнорией…

Тем самым, они (де-факто) объявили приходы митрополита Онуфрия – "частью Русского мира", вынуждая украинских православных не к выбору между религиозными центрами, но между центрами государственными.

Все это мне напомнило, как Брежнев полвека назад в своей одноимённой "доктрине" объявил о праве СССР защищать социализм (в смысле соблюдения идеологической ортодоксальности) во всех странах, готовых с этим смириться… Над Румынией и Албанией был "китайский зонтик", над Югославией – "натовский", но остальным полагалось трепетать.

Для курьеза напомню, что в 1981 году полуофициально полякам дали знать, что основанием для советского вторжения станет попытка легализации многопартийности (имелось в виду именно возможность создания участвующей в выборах партии на основе "Солидарности", потому что декоративная многопартийность с конца сороковых сохранялась) и отказ от доктринальной верности концепции "диктатура пролетариата", что Горбачев сделал лишь в 1988).

В 1968 году претензии Москвы объявить себя хранителями эталона социалистичности не только вызвали протесты Пекина и Бухареста (в 1969, на Международном совещании компартий в Москве Чаушеску просто в пух и прах разнёс такой подход – было даже создано целое эпическое живописное полотно об этой речи), и недоумение остальных – польская социалистическая традиция российской "в древности" не уступала, не говоря уже о германской и французской, они вызвали значительно большие последствия – с этого времени коммунист, сторонник социалистического государства окончательно стал синонимом агента Москвы…

Извиняло только объявление себя троцкистом или приверженцем Пекина, для этого было придумано специально добавление к названию компартий – "марксистско-ленинская"… 
Возможно, что тоже самое ждёт приверженцев РПЦ в Украине… И окончательное разделение православия на "Московское" и "Вселенское".

*  *  *
Примечание.

Считаю также своим долгом напомнить, что обозначение Русская церковь (ставшее в 1943 году официальным) изначально обозначало именно Киевскую митрополию Вселенской церкви.

Перенос митрополии в неразрушенную княжескими междоусобицами, а также Ордой Москву – это только перенос столицы в рамках одного государства: как из Москвы в Санкт-Петербурх и из Петрограда – в Москву. 

Русским Великим княжеством (фюрством) именовалась Литва, именно и отвоевавшая у Орды Украину. 
Нынешние российские земли были Великим Княжеством Московским. "Третьим Римом" объявили Москву-город, а вовсе не Русь. Ну, это, как я понимаю, в основном, чтобы Новгород Великий, Ростов Великий, Владимир и Тверь покрепче обидеть.

И только соединение Литвы-Руси и Королевства Польши в 16 веке (Речь Посполита - "республика") окончательно освободило ноумен "Русское" для Московского царства. 
Поэтому значение Русская церковь парадоксально изменилось – из синонима созданной Новым Римом (так правильно по православному называть Константинополь) Киевской митрополии, она стала синонимом церкви самопровозглашённой Московской Патриархии. 
Ибо Третьеримску Новоримск, как выяснилось в этой перепалке, никакого Томоса никогда не давал.

Впрочем в СССР это шокирующе обстоятельство преподавали в 7 классе (старая программа) даже с гордостью – мол, нечего тут всякому Фанару кляняться, всяким там "лукавым грекам".

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены