В последние годы казалось, что триумфальный марш правых популистов к власти невозможно остановить. В Австрии в прошлом году они стали частью правящей коалиции. В Германии правопопулистская партия АдГ неуклонно увеличивала свою популярность и в какой-то момент казалось, что "австрийский сценарий" уготовлен и ей. В Италии популисты "Движения пяти звёзд" вкупе с неонацистами из "Лиги" Маттео Сальвини, победили на выборах и создали коалиционное правительство. В Великобритании, правым популистам удалось добиться победы на референдуме о Брексите. Во Франции, Ле Пен, при финансовой помощи Кремля, неуклонно продвигалась к власти, используя при этом и беспорядки, спровоцированные "жёлтыми жилетами". Даже в полусонной Испании новоиспечённая партия VOX добилась победы в провинции Андалусия и стала частью тамошней правящей коалиции, мечтая при этом повторить успех на общенациональном уровне. А в Греции неонацисты-популисты из партии "Золотая Заря" стали третьей по влиянию партией в стране. Настоящим пиком триумфа правопопулистских партий стали выборы в Европарламент в мае этого года, в которых популисты добились внушительных успехов. Казалось бы, ничто не может замедлить, задержать и, тем более, остановить эту волну безумия.

Но в последнее время, то тут, то там начали появляться признаки кризиса этого движения, а также некоторые индикаторы упадка электоральной поддержки популистских партий.

В Австрии, вице-канцлер Хайнц-Кристиан Штрахе из Австрийской партии свободы подал в отставку на фоне коррупционного скандала, связанного с Россией. Партия сейчас находится в тяжёлом кризисе, в её руководстве произошли глубокие изменения, а некоторые лидеры (например, Йоган Гуденус) вообще были вынуждены покинуть партию. Правительство страны сейчас состоит из прагматиков, набранных вне зависимости от партийной принадлежности.

В Германии партия АдГ так и не смогла стать частью правящей коалиции ни в одной из 16 провинций, даже в восточной части страны, несмотря на свой успех на недавних выборах в Саксонии и Бранденбурге, где АдГ стала второй партией по числу мест в ландтагах. 27 октября состоятся выборы в Тюрингии, которая тоже была когда-то частью ГДР и где позиции партии очень сильны. Но и там АдГ вряд ли станет частью правящей коалиции.

В Италии популисты и неонацисты рассорились между собой, раздираемые разногласиями по многим вопросам. В результате - уход Сальвини из правительства и создание правящей коалиции из "Движения пяти звёзд" и социалистов. Причём, рейтинг "Движения" резко упал с более чем 30 процентов до 17 процентов. Ультраправый популист Сальвини, несмотря на то, что сейчас является самым популярным политиком в стране, отстранён от власти.

В Великобритании надежды "Партии Брексита" Найджела Фараджа на жесткий Брексит без сделки с ЕС постепенно улетучиваются ввиду разногласий в правящей Консервативной партии между премьер-министром Борисом Джонсоном и сторонниками более разумного подхода.

Во Франции, рейтинг Эммануэля Макрона, основного соперника Ле Пен, начал неожиданно расти после долгого периода понижения. Это не сулит ничего хорошего лидерессе популистской партии.

В Испании правоцентристская партия Ciudadanos ("Граждане") всё чаще подвергается критике за её согласие вступить в коалицию с правыми популистами в Андалусии. А без поддержки правых центристов партия VOX никогда не сможет прийти к власти на общенациональном уровне.

В Греции рейтинг "Золотой зари" резко упал. На выборах в Европарламент партия опустилась с третьего места на пятое, а во время национальных выборов 7 июля вообще не прошла в парламент, не сумев набрать минимум в 2, 95 % голосов, необходимый для прохождения в законодательный орган.

Все эти разрозненные факты, конечно, не являются доказательством спада правопулистского движения. Это лишь индикаторы некого застоя в динамике развития этих партий. Будущее покажет, стоит ли связывать с этими индикаторами надежды на позитивные изменения в европейской политической жизни.

Сабиржан Бадретдинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены