У меня есть сосед. Он — молодой иранец. Выучил в своё время немецкий и поехал в Германию учиться, потому что образование там не только бесплатное, но ещё и качественное — оно котируется.
Это очень частая ситуация для выходцев с Ближнего Востока и характерный пример "мягкой силы" Германии.
Разговорились как-то на балконе. Сосед очень интеллигентный (у нас бы сказали "ботан дрищавый") — как водится у почти всех мужчин, речь зашла про армию.
В Иране армия тоже призывная, на срок от 1,5 до 2 лет, т.е. как в России образца 2005 года.
У меня было несколько знакомых выходцев из Ирана, с кем учился вместе - все, как один, ругали армейку. Говорили, что делать там нечего, тупеешь на глазах, все те "золотые" правила, что есть у нас, там всецело действуют: чем бы солдат не занимался, лишь бы за***лся; круглое - тащить, квадратное - катить и так далее.
Разумеется, у молодых и образованных иранцев нет уже давно никакого желания отдавать пару лет своей жизни на "защиту родины", потому что эта защита выражается в чистке техники, уборке, строевой подготовке, строительстве и других безумно интересных занятиях.
Один иранский парень в финском универе мне рассказывал, как он после службы несколько лет потратил на психолога, чтобы тот помог вернуться ему в обычную жизнь и снова думать своей головой и учиться. Помогло, потому что парень был одним из лучших студентов потока (изучали солнечную энергетику), препод его отдельно отмечал, он вроде в Финляндии работать и остался.
Сосед же мой попросту откосил, по сердцу. Рассказал всё выше перечисленное - нечего в армии делать, только отупеешь, лучше выучить язык и поехать учиться в одну из развитых стран. Он два года проучился в иранских вузах, и ему очень не понравилось. В Гёттингене, кстати, всё устраивает.
К чему я это? Это характерный частный случай из общего правила — демилитаризации. Она теперь докатилась и до одной из самых боеспособных армий мусульманского мира, которая уже несколько лет воюет в Сирии. Большая часть иранской армии - срочники. Там есть возможность легально откупиться. Чем и пользуются богатые, отдавая предпочтение учёбе. Ну а бедные - им терять нечего, идут служить.
! Орфография и стилистика автора сохранены