Андрей Илларионов рассказал о двух шокирующих эпизодах современной идеологической войны внутри российского "свободомыслящего" лагеря. Это обращение Евгении Альбац к редактору "Новой" Дмитрию Муратову по поводу последней статьи Юлии Латыниной и "предупреждение" Вольного исторического общества историку Марку Солонину.

Евгения Альбац спрашивает Дмитрия Муратова, как может публиковать такие статьи Латыниной газета, позиционирующая себя как правозащитная? До сих пор социал-дарвинистские, элитаристские взгляды Юлии Латыниной, ее постоянные наскоки на "халявщиков" и всеобщее избирательное право не считались чем-то неприемлемым в российской либеральной среде. В той среде, к которой принадлежит сама Евгения Альбац.

Когда подобные выступления Юлии Латыниной начинали меня особенно доставать, я садился и писал полемическую статью против Юлии Латыниной. Евгения Марковна тоже умеет писать стратьи ничуть не хуже Латыниной. Вместо этого она села и написала на Латынину кляузу на предмет "принятия мер".

Вольное историческое общество предупреждает Марка Солонина, что его последние высказывания о событиях в США не соответствуют целям Общества, заключающимся в недопущении инструментализации истории и манипуляции ею в угоду любой идеологии. До сих пор я полагал, что борьба с "инструментализацией истории и манипулированием ею в угоду идеологии" – это борьба с использованием "оргресурса" для затыкания рта оппоненту и навязывания собственных взглядов. Борьба с сакрализацией государственной исторической мифологии и табуированием ее критики. Борьба с цензурой. Что это не простая замена одной сакрализованной мифологии на другую.

Может быть, Вольное историческое общество уже победило кремлевских мракобесов от истории? Добилось отмены "закона Яровой", угрожающего тюремными сроками несогласным с ними? Нет, ему проще заниматься идеологическими чистками в собственных рядах. Оно не просто заявляет, что не разделяет взгляды, отразившиеся в последних высказываниях Марка Солонина. Оно угрожает ему "оргвыводами": исключением в случае повторных высказываний.

И после этого у меня пропадает всякое желание писать, что я тоже не разделяю взглядов, выраженных в последних высказываниях Марка Солонина. Потому что я – до мозга костей советский человек и замшелый комуняга – помню "совок". Помню проработки на собраниях. Помню "Красный треугольник" Александра Галича. Помню его "Тещу из Иваново":

Ох и всыпал болезному по первое.
Волокли спеленотого волоком.
Праведные суки, брызжа пеною,
Обзывали жуликом и Поллоком.
Раздавались выкрики и выпады,
Ставились искусно многоточия…
А в конце, как водится, оргвыводы:
Мастерская, договор и прочее.

Цивилизация оказалась перед острейшими и трудноразрешимыми проблемами. Перед проблемами, делающими неизбежным идеологическое противостояние. Смягчить остроту этого противостояния, не допустить его перехода в разрушительные и саморазрушительные формы может только свободная дискуссия. Можно в сердцах полаяться со своим оппонентом вдрызг. Когда это доходит до личных оскорблений и хамства – в этом тоже нет ничего хорошего. Но это хоть как-то можно объяснить выплеском эмоций. В конце концов, это "частное дело двух благородных донов".

Но когда дело доходит до призывов "принять меры", "сделать оргвыводы", это делает любую дискуссию невозможной. Это еще не "самое дно", но до "самого дна" остается всего один шаг: написать в бастрыкинский СКР по 282. Опомнитесь, господа-товарищи, пока не поздно.

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены