О возрождении совка под маркой "РФ" говорят, в общем, правильно. Но голосование за поправки к конституции показывает, что есть большая разница – можно сказать, фундаментальная. От всей истории с поправками делается смешно и стыдно. Это, по сравнению с советскими временами, чувства новые, тогда не бывавшие.

От всего, что делалось и говорилось в совке, было страшно, мерзко, и гнусно, но смешно – никогда. И стыдно, в общем, тоже: чего стыдится-то? Всё – от отсутствия бумаги в сортирах до поставок оружия куда-нибудь на остров Гренада – объяснялось железной логикой коммунистического Мордора. Магазины пустые? Так мы противостоим агрессивному блоку НАТО! Дороги разбиты? А вы что, хотите, чтобы израильские танки проехали к Москве, как по автобану? Всё понятно, всё подчинено цельной, единой идеологии: сокрушить цивилизованный мир, уничтожить христианскую цивилизацию и всё её наследие. Любой ценой и любыми средствами. Поэтому, даже когда Че Гевара пытался обучить конголезских людоедов, перед тем, как съедать белого, произносить заклинание "учение Ленина всесильно, потому, что оно верно!" - было не смешно. И даже не стыдно: стальная поступь Истории допускает и не такое. Очень страшно – и только.

И, конечно, защита исторической правды, ныне закреплённая в конституции. Советская ложь всегда была чёткой и логичной: всё, что за коммунизм – правда, что против – ложь. Поэтому никаких вопросов не возникало, спорить было бесполезно, а сомневаться – опасно. Царская Россия была отсталой, нищей тиранией, а советская – процветающая, радостная страна будущего? Ложь, конечно, но понятно, во имя чего. Маленькая Финляндия зверски напала на Советский Союз? Ложь, но Финляндия – капиталистическая страна, значит, СССР имел право, просто обязан был на неё напасть. Южная Корея вместе с американцами напали на Северную, причём у южан не было ни одного танка, а американских войск там вообще не было? Неважно: КНДР – социалистическая страна, и её война с Южной, и тем более с США, была справедливой, кто бы на кого не напал. То же самое – со Второй Мировой войной. Когда совки утверждали, что Англия и США сначала помогали Гитлеру, а потом плохо с ним воевали, было понятно: и Гитлер, и Рузвельт с Черчиллем – за капитализм, поэтому все они, по большому счёту – против нас. Чёткая и понятная картина мира.

Сейчас нет ни чёткости, ни логики. Что мировой капитализм был против мирового коммунизма – это одно дело. А вот то, что агрессивный блок НАТО на нас нападает аж со времён псов-рыцарей и Невской битвы – как-то, знаете… Мы ж тогда вроде социализм не строили? Так русофобы ж оне, ненавидят нас почём зря! На ресурсы наши зарятся! Так они и так их за медные деньги, как получали при Иване Грозном, так и сейчас получают, безо всяких там инвестиционных обязательств. Нееееет, русофобы – они просто нас не любят, без причин! А не материться при них не пробовали? И, например, душ по утрам принимать? Очень, говорят, способствует взаимопониманию…

Вместо дихотомии социализм-капитализм – какая-то там отдельная российская цивилизация. В чём это её отдельность от европейской? В лаптях, избушках и сохе вместо плуга? Да ладно: германцы с римлянами дрались в Тевтобургском лесу как раз в лаптях. Предварительно покинув свои избушки, ничем не отличавшиеся от русских. А соха… помните гомеровскую байку о том, как хитроумный Одиссей косил от армии, прикинувшись психом? Он там ещё пахал землю и посыпал её солью. Так вот: пахал он как раз сохой, потому что плуг изобрели только через 1000 лет.

Ах да, у нас соборность-общинность, а у них – индивидуализм! Да ничего подобного: при том же Одиссее, если помните, был такой Агамемнон – нацлидер и елбасы. Он согнал греков на собор и решил: всем соборно идти на Трою, братану Менелаю краденую бабу возвращать. А кто против – тот шакалит у троянского посольства, за что ему немедленно что-нибудь отрежут. Медноострым мечом. А троянцы на эту соборность ответили общинно: в нашей общине воровать баб законно, а отдавать обратно – нет, и пошли вы лесом. И началось…

Так что с соборностью-общинностью на гнилом Западе тоже когда-то было всё в порядке. Только очень давно. Примерно тогда же, когда были лапти, сохи и избушки, которые, как и соборность-общинность, почему-то считаются определяющими особенностями российской цивилизации.

Когда весь советский народ, как один человек, голосует на выборах – это подло, преступно и страшно. А когда непонятно кто, неизвестно зачем, и непостижимо, ради чего голосует за какие-то поправки – это смешно и стыдно. Когда советские лётчики сражались с американскими в небе Кореи, а моряки обстреливали эфиопский порт Асэб или йеменский Аден – это очень страшно. А когда наёмники из загадочных ЧОПов матерятся по-русски на видеороликах то ли в Судане, то ли в Мозамбике, это, конечно, не смешно, но очень стыдно. Ради какой такой идеи они натаскивают очередных людоедов?

Наконец, как быть с тем, что в РФ процветает самый что ни на есть капитализм, который вроде бы противоречит российской цивилизации с её соборностью-общинностью? Ведь капитализм – это порождение Запада! На ум приходит одно: значит, у нас собственный, отдельно-цивилизационный капитализм. Лапотно-соборный, он же – общинно-избяной.

А что? Были в нашей истории очень отдельно-цивилизационные предприниматели – ушкуйники: в XV веке чуть не всё население Верхнего Поволжья (русское!) продали в рабство татарам. Может, наши олигархи и главы госкорпораций наследуют им, а не треклятым Фордам и Рено? Ну, тогда хоть какая-то логика прослеживается…

Ресоветизация идёт, но это пародия. Которая может быть страшной, но от этого не перестанет быть пародией, и будет вызывать смех и стыд. И в этом её слабость: за железным коммунистическим Мордором шли легионы фанатиков. В советскую ложь верили потому, что она была строго логична и непротиворечива. За отдельность российской цивилизации никто в бой не пойдёт, потому что она неубедительна. За ней не чувствуется тяжкой идеологической поступи – только уверенность, что все кругом дураки, которым можно впарить любую чушь. Под знамёнами, вместо железных легионов, нестройно валят толпы обычных людей, которые хотят получать зарплату. И опасаются, что ежели вовремя не крикнешь "Да здравствует!", не проголосуешь как надо – контору Никанора, где тебе платят, прикроют, и пойдёшь ты, солнцем палимый, искать другую работу. А другого-то не умеешь, да и привык за последние годы кое-что кое-чем околачивать. У пародии на совок хреновое войско.

Советский Союз развалился, когда стал пародией на самого себя. Чекисты стали больше озабочены не тем, чтобы выследить и убить выдуманного начальством врага, а доступом к валюте и увеличением метража квартиры. Генералы меньше заботились о боеспособности своих легионов и чаще гоняли легионеров на строительство дач. А всевозможное начальство не столько готовилось пустить кровь капиталистам, сколько хотело пожить так, как они.

Современная ресоветизация – это пародия на самый поздний совок, который жил плохо, но недолго. Бессмысленность нынешнего "всенародного опроса", например, похожа на референдум о сохранении СССР, который никого ни в чём не убедил. Кроме того, что в стране неладно. И, кстати, именно тогда появились первые заявления о какой-то особой российской цивилизации, и первые статьи о превосходстве лаптей над кроссовками, избушек над коттеджами и соборности-общинности над демократией.

Поэтому реинкарнация совка не может быть долгой. Для этого нет ни ресурсов, ни идеологии.

Евгений Трифонов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены