Российская пропаганда усиленно взялась за обработку военнослужащих и школьников, однако успехи пропагандистов оказались не слишком велики, пишет СЕРА.

7 августа советник министра обороны России, действительный государственный советник 3-го класса Андрей Ильницкий с четками в руках прочитал лекцию о "ментальной войне Запада против России" в одном из самых известных православных монастырей страны, Оптиной пустыни. В ней Ильницкий подробно распространялся о том, что главной целью Запада является уничтожение России, называл Владимира Путина "царем", а государство – "сакральной основой цивилизации" и объяснял, что судьба страны определяется не выборами, а "русским культурным кодом".

Все это можно было бы списать на чудачества отдельно взятого человека, однако пост, занимаемый Ильницким, вызывает тревогу, равно как и аудитория его слушателей. В зале советнику министра обороны РФ внимали преимущественно российские военнослужащие ракетных войск стратегического назначения (РВСН), отвечающих за "ядерный щит" страны – вперемешку с монахами и прихожанами пустыни.

Специалисты не раз отмечали, что, не имея собственной идеологии, российское государство "украло" ее у национал-большевиков и религиозных радикалов. Однако тот факт, что эта идеология активно распространяется теперь среди тех, кто физически может иметь доступ к ядерной кнопке, вызывает тревогу. Впрочем, несмотря на все усилия Минобороны РФ, настроения среди российских военных, похоже, не слишком прокремлевские.

Так, в середине июля российский генерал-полковник Леонид Ивашов, выступавший против полномасштабной войны с Украиной еще до ее начала, дал большое интервью провластному изданию "Свободная пресса", где позволил себе высказать критику не только в отношении руководства армии, но и самого Путина. В частности, он отметил, что снятие с должности командующего 58-й армией генерал-майора Ивана Попова могло быть решением только Верховного главнокомандующего, а не чиновников из Минобороны РФ.

По словам самого Попова, его увольнение стало результатом его жалоб на проблемы, царящие в армии. Среди них Попов назвал "отсутствие контрбатарейной борьбы, отсутствие станций артиллерийской разведки и массовые гибель и увечья солдат от артиллерии противника". Свое увольнение Попов прокомментировал как "удар с тыла", обезглавивший армию в самый напряженный момент.

Коснувшись коррупции и непрофессионализма в армии, Ивашов вспомнил и о том, что "80% России является частной собственностью весьма узкого круга частных лиц", и именно за эту "награбленную" собственность русских солдат отправляют умирать. По словам Ивашова, если руководство страны для защиты этого имущества применит ядерное оружие, это будет удар не по противнику, а по России.

Конечно, слова Леонида Ивашова не означают, что в армии зреет бунт. Более того, генерал сам неоднократно отмечал "осторожность" генералитета и напоминал, что многие кулуарно одобрили его антивоенное заявление, но никто не решился поддержать его официально. Однако очевидно, что брожения в армии никуда не исчезли даже после подавления пригожинского бунта.

Отношение обычных россиян к военным также трудно назвать идеальным. В начале августа компания молодых людей в Забайкалье избила "ветерана спецоперации", назвав его убийцей детей и сорвав с него медали. Помимо возбуждения нескольких уголовных дел в отношении молодых людей, инцидент вызвал панические настроения российских военных аналитиков, которые вслед за избитым военным охарактеризовали ситуацию как "фиаско".

В своей статье на близком к Министерству обороны сайте "Военное обозрение" авторы напомнили, как "десятки тысяч ветеранов Афганистана вынуждены были стыдиться своего прошлого" и предположили, что сейчас общество также "движется к позорной стигматизации ветеранов СВО". Чтобы избежать этого, они посоветовали "беспрецедентную публичность" судебного разбирательства в отношении нападавших и максимально жестокое наказание для них.

Политика запугивания, безусловно, приносит свои плоды, заставляя россиян безропотно принимать войну. Однако очевидно, что, несмотря на постоянную накачку пропагандой, российское общество гораздо больше волнуют текущие бытовые проблемы, чем положение дел на фронте. В то время, как депутаты рассказывают о том, что граждане воспринимают новости о падении рубля "с улыбкой", даже провластные Телеграм-каналы признают, что большинство людей в крупных городах обеспокоено курсом валют и тяжело переживает инфляцию. Это не означает, что в России возможен антивоенный бунт, однако очевидно, что количество желающих активно участвовать в войне вовсе не так велико, как полагают пропагандисты.

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены