Россия ждет, мечту лелея
о дивной новости одной:
что, наконец, нашли еврея,
который был всему виной.
И. Губерман
Уважаемые коллеги В. Зайдман, И. Эйдман и многие другие высказались по поводу антисемитских высказываний В. Путина. При этом оценки далеко преодолели границы этничности и естественным образом продемонстрировали и культуру, и нравственную высоту.
Однако, на мой взгляд, они несколько схематичны и механистичны. Схематичны в том, что расцвет еврейской жизни при Путине представляется пусть не сервильно, но линейно.
Схематизм — это когда расцвет еврейской жизни представляется в виде традиционного облачения, хедер и иешив, открытия синагог и т.д.
А механистичны в том, что идет поиск порога чувствительности или точки невозврата.
Всем ясно, что "В. Зеленский — позор еврейского народа". Но непонятно — это уже таки антисемитизм или следует дождаться, когда он (Зеленский) будет возведен в ранг как минимум жидобандеровца?
Все услышали, что А. Чубайс несанкционированно перевоплотился в Мойшу Израилевича. Но непонятно, можно ли его мочить сейчас или следует дождаться уточнения насчет определенного типа морды?
Но даже и этого недостаточно. Есть существенные аспекты.
Государственный антисемитизм существовал в России всегда, и он был важным инструментом управления государством. В конце 80-х государство отказалось от исполнения этого инструмента, причем на очень короткое время. Немногим более чем на 10 лет.
Чем это было характерно?
Во-первых, и СССР, и Россия заплатили высокую цену за антисемитизм. Возможно, меньшую, чем Германия при Гитлере, которая практически сразу лишилась своей самой передовой на тот период науки и причем лишилась этого статуса навсегда.
Во-вторых, этот короткий период охарактеризовался действительно отсутствием государственного антисемитизма.
Получилось очень интересно. Как только рубильник в Кремле, на Старой площади и на Лубянке был выключен, острота этой проблемы была практически снята. Это к вопросу соотношения государственного и бытового антисемитизма в России.
В-третьих, это короткое время ознаменовалось еще одним существенным обстоятельством. Еврейский период в истории России был практически закончен.
Из русских событий пронзительный вывод
взывает к рассудкам носатым:
в еврейской истории русский период
кончается веком двадцатым.
Еврейское население России по состоянию на 2020 г. составило 82 644 человека, а сейчас оно уменьшилось еще как минимум вдвое.
В-четвертых, если в стране существуют хотя бы минимальные гарантии прав человека, а в этот период они по российским меркам были максимальными, то проблема антисемитизма перестает быть политической, переходит исключительно в правовую плоскость или становится предметом спекуляций. Такое тоже бывает, и на это не следует закрывать глаза. Так "хорошие евреи" Путина М. Фридман и П. Авен пытались использовать эту тему в попытках освобождения от санкций.
В-пятых, в такой стране, как Россия, антисемитизм нельзя рассматривать несистемно, вне общечеловеческого контекста. Можно сколько угодно рассуждать, является ли Путин антисемитом, но ответ на этот вопрос будет вторичен, поскольку Путин, прежде всего, является античеловеком. Поэтому любой расцвет в такой системе и под патронатом такого "человека" либо невозможен, либо сопряжен со значительными рисками.
С приходом к власти Путина государственный антисемитизм вновь стал важным инструментом управления. Может, даже важнейшим, с учетом того, что доля евреев в составе населения России составляет уже менее 0,05%.
Просто чекисты поменяли полярность. С отрицательного они перешли на положительный антисемитизм. Причем в сочетании с тремя факторами: курсом на "Величие"; курсом на коррупцию; курсом на клерикализацию государства.
Поскольку без И. Губермана в такой ситуации сложно обойтись, то:
Чтоб русское разрушить государство —
когда вокруг себя ни посмотри
— евреи в целях подлого коварства
Россию окружают изнутри.
Еще до вступления в должность Президента именно с Путиным была связана перегруппировка еврейских организаций в России, создание ФЕОР при участии Р. Абрамовича, Л. Леваева и др. "достойных" евреев, избрание Главным раввином России Берла Лазара. При этом были опробованы технологии голосования, которые в последующем были распространены на всю страну.
В последующем на службу путинскому государству были поставлены и другие еврейские организации, которые были созданы в 90-е как независимые общественные объединения.
Речь, прежде всего, идет о Российском еврейском конгрессе (РЕК). И все это было проделано руками еврейских олигархов-фронтменов, таких как М. Фридман, Г. Хан, В. Кантор и др. Путинский положительный антисемитизм приносит ему немало дивидендов.
В любое окошко, к любому крыльцу,
где даже не ждут и не просят,
российского духа живую пыльцу
по миру евреи разносят.
В этом смысле можно привести огромное количество примеров. Один упомянутый Кобзон чего стоил. Причем пыльцу он разносил не только про Победу и комсомол, но и криминальную.
А вояжи Р. Абрамовича? Можно себе представить в нормальной стране нормального бизнесмена, который бы разъезжал по миру с поручениями правительства?
А поддержка войны? Даже вполне вменяемый и уважаемый Адольф Соломония Шаевич в своем интервью говорит не о войне, а о защите Родины и славит святейшего Патриарха. Что в таком случае говорить о продажных и готовых на все Берле Лазаре и А. Бороде? Сложно себе представить, что было бы, если бы кто-то из раввинов сказал правду. Как Путину пришлось бы обвинить его в дискредитации армии и избежать при этом обвинений в антисемитизме. Но никто ему такой возможности даже не намерен представить.
Путин рассматривает свою версию антисемитизма как своеобразный полиспаст, способный вытащить его режим из болота. При этом он готов для выигрыша как во времени, так и в силе проиграть немалые средства.
Другое дело, что в стране накапливаются серьезные внутренние напряжения, которые могут серьезно деформировать все преференции от путинского антисемитизма.
Некоторое время назад ко мне обратился один из руководителей известной еврейской правозащитной организации с предложением организовать обсуждение будущего евреев в России с точки зрения возможных рисков. Я отказался и мотивировал свой отказ следующим образом:
Я не могу исключить того, что в результате деятельности таких евреев-политиков, как Л. Слуцкий, А. Хинштейн, А. Вассерман; таких евреев-пропагандистов, как В. Соловьев и Е. Сатановский; таких продажных путинских раввинов, как Берл Лазар и А. Борода, я уже не говорю про таких фронтменов, как Р. Абрамович, М. Фридман, Г. Хан, П. Авен, В. Вексельберг, все оставшиеся в России евреи будут обвинены в "окончательном решении российского или русского вопроса". Народы и регионы России станут свободными от Русского Мира, а в какой-нибудь Московии или ПРБ "подлинная русская свобода" будет обозначена погромом.
А что Путин?
Путин в таком случае просто переведет рычаг управления антисемитизмом с положения "ПЛЮС" в положение "МИНУС". Так ведь уже недавно было в случае с Е. Пригожиным. В еврействе его обвинил И. Гиркин. А Путин не обвинил.
Просто оказалось, что организации, которая никак не была связана с его государством, Путин предъявил счет от имени этого самого государства. Посчитав все до копейки. И заставил его оплатить.
Есть прекрасная миниатюра Г. Хазанова — "Концерт на заводе". Когда в зале нависло жуткое напряжение, оно могло сняться лишь самым естественным образом: "Жиды издеваются над русским народом" и "вам же похлопали".
Именно такого рода реакция весьма предсказуема, потому что ресурс положительного антисемитизма в России будет исчерпан и усугубится поражением в войне, расплатой за нанесенный ущерб и распадом страны:
Ах, как бы нам за наши штуки
платить по счету не пришлось!
Еврей! Как много в этом звуке
для сердца русского слилось!
Выбор в такой ситуации невелик. Виновные будут определены безошибочно. Да и на поддержку Запада в этом случае рассчитывать будет уже непросто. Во всяком случае, на поправку Джексона — Вэника.