Российские олигархи и финансируют войну РФ против Украины, и зарабатывают на ней. Это не новость. Но те, о ком сейчас пойдет речь, благополучно живут и ведут бизнес на Западе, их имен нет в санкционных списках США и ЕС. О нескольких таких персонажах разведали журналисты независимых российских изданий Scanner Project и “Важные истории“, с которыми поговорил шеф-редактор телеканала FREEДOM Алексей Мацука.
Бенефициары войны
Первая история – о российских оружейных баронах. Семье бизнесменов, приближенных к Кремлю, которая поставляет оружие и боеприпасы российским войскам, “вагнеровцам” и даже армии Лукашенко.
Константин Николаев – олигарх из списка “Форбс”, который сколотил состояние на железнодорожных перевозках.
Константин Николаев. Скриншот: uatv.ua
Что интересно, работал он и в Украине, до войны. После начала полномасштабного вторжения около 3 тысяч его вагонов арестовали, сам бизнесмен – под санкциями. Казалось бы, финал.
Но журналисты выяснили, что у Николаева есть супруга. Дама от бизнеса очень далекая: увлеклась спортивной стрельбой, работала инструктором, участвовала в чемпионатах. В итоге, именно Светлана Николаева вместе с сыном путинского олигарха Игорем Ротенбергом неожиданно приобрела три патронных завода в России.
Позже С.Николаева решила делать не только патроны, но и оружие.
“Таким “хобби” Николаевой стало производство снайперских винтовок. За последние годы в России современных снайперских винтовок было не так много, и они начали производить снайперские винтовки Orsis, которые стоят сейчас на вооружении. Мы нашли кадры, где с ними воюют бойцы ЧВК [“Вагнер”]. Эти же винтовки поставлены Лукашенко всяким войскам, силовикам”, – рассказал редактор Scanner Project Михаил Маглов.
Для того, чтобы изготовить винтовки подобного класса, ствол должен быть выточен особым образом. Для этого надо иметь крутые станки, а в России такие не делают. Поэтому жена российского олигарха спокойно завезла на свой завод немецкие станки, да еще и через Швейцарию. И все это – в разгар санкционной кампании.
“Швейцария даже начала расследование, но она его очень быстро прекратила, заявив, что не видит связи производства винтовок компанией Николаева с производством вооружения“, – отмечает Михаил Маглов.
То есть оружие, которым теперь убивают украинских военных, было изготовлено на европейских станках, и как будто бы это даже никого особо и не волнует.
А что же с самим олигархом Николаевым? Логично было бы предположить, что его имущество в Европе арестовано, а находящиеся на Западе деньги и активы заморожены. Но как бы ни так. До недавнего времени семья любила проживать в Италии, где выращивала виноградники. Журналисты даже нашли видеозапись, где Николаев рассыпается в комплиментах этой стране, говорит о любимом регионе Тоскана и давних мечтах о производстве вина.
“Один из тех, кто консультирует Николаева по производству вина, это тот же итальянский специалист по вину, который консультирует виноградники Путина под Геленджиком. Думаю, что просто человек специализируется на работе с российскими клиентами”, – уточняет Михаил Маглов.
В Швейцарии у семьи Николаевых есть вид на жительство, а пятеро его детей – резиденты этой страны. Кроме того, семья вместе с бизнес-партнерами приобрела гражданство Мальты за инвестиции. По данным телеканала “Аль-Джазира”, у Николаева есть еще и гражданство Кипра.
“Семья Николаева является партнерами семьи Ротенбергов. И здесь речь даже не о старшем Ротенберге – Аркадии, а о его сыне Игоре. Но это не имеет никакого значения. А важно, какую роль эти люди играют, ведь они производят оружие, они его поставляют, они прямо на этом зарабатывают”, – подчеркивает Михаил Маглов.
Такая семья, как Николаевых, не одна. Журналисты нашли еще одного бенефициара войны – на этот раз фаната Соединенных Штатов.
Алексей Репик – друг дочери Путина, который ныне зарабатывает на контрактах в оккупированном Мариуполе. Занимает 64-е место в списке российских миллиардеров. Сделал свое состояние на фармацевтике. Точнее, на том, что он покупал западные препараты, переупаковывал и по госконтрактам, в разы дороже, продавал российскому государству.
Репик – довольно молодой, малоизвестный российский миллиардер. Журналисты-расследователи полагают, что за ним могут стоять люди из ФСБ.
Алексей Репик. Скриншот: uatv.ua
Подобно Николаеву, Репик большую часть времени проводил за границей – в Сан-Франциско, где у него старинный дом 1901 года постройки стоимостью 19 млн. долларов. А чтобы удобно было летать между континентами, миллиардер купил себе самолет.
“У него также есть завод в Германии, на котором он производил вакцины “Спутник V“. Репик – человек, довольно близкий к дочери президента РФ. Наши коллеги из издания “Важные истории” выяснили, что одна из дочерей Владимира Путина летала к своему супругу в Мюнхен как раз на частном самолете Алексея”, – говорит Михаил Маглов.
После начала полномасштабной войны миллиардер начал формально уходить из фармацевтического бизнеса, переписывая свою долю на подставных лиц. Однако журналисты установили, что тому же самому Репику принадлежит компания, которая работает в оккупированном Мариуполе. И это каким-то загадочным образом не видят составители западных “черных списков”.
“Мы выяснили, каким образом они связаны финансово, чем они занимаются, как они нанимают там тысячи рабочих, как они пытались скрыть, что они причастны к этой компании. Хотя они, конечно, неоригинальны. У Алексея основная компания называется “Р-фарм”. Мы предполагаем, что она расшифровывается как “Репик-фарм”. А свою строительную компанию они назвали “Р-строй”, (она является основным застройщиком Мариуполя, – ред.). Но они пытались спрятаться, и показать, что компании никак не связаны. Хотя их логотипы – идентичны”, – акцентирует Михаил Маглов.
Так почему же эти олигархи – Константин Николаев с женой и Алексей Репик – проскочили через сито европейских и американских санкций? Почему они спокойно отдыхают в Тоскане или летают в Штаты, и в то же время финансируют войну, получая с нее дивиденды? Михаил Маглов уверен, что тут дело даже не в миллионных взятках. Сыграла роль и невнимательность некоторых западных чиновников, отвечающих за санкционную политику, и то, что русский бизнес дает заработать европейскому.
“Нарушение санкций – это всегда то, что происходит по обе стороны границы. И надо объективно понимать, что европейские граждане, европейские компании тоже в этом участвуют. Проблема заключается в том, что сейчас практически нет уголовных дел на европейских граждан, европейские компании, а у этих – у Николаева и Репика – тоже европейские компании. И вся эта деятельность в Европе не расследуется. А на это есть разные причины. Не думаю, что есть нехватка политической воли, есть проблема работы правоохранительных органов, которые не умеют работать с подобными кейсами. Не знают, как работать, как получать информацию, как доказывать и как обвинять”, – считает Михаил Маглов.
Некоторое время назад Репик все же попал под санкции, но не в ЕС, а в Великобритании. Однако существенно на ситуацию это пока что не повлияло.
И две истории демонстрируют одну простую тенденцию: в то время как пропаганда рассказывает обычным россиянам, в том числе, которые гибнут в окопах в Украине, о проклятом Западе и о том, что надо “родину защищать”, приближенные к Кремлю люди, загадочным образом проходят мимо “санкционных радаров”, просто делают на этом деньги. И материально поддерживая “машину войны”, друзьям рассказывают о том, что предпочитают итальянское вино и виноградники.
Солдат по объявлению
Если российские миллиардеры успешно обогащаются на войне и аппетиты только растут, то количество желающих заработать, взяв руки автомат, судя по всему, сократилось критически. Журналисты независимого российского издания “Важные истории” раскрыли необычный механизм, благодаря которому вымываются деньги из бюджета Москвы и средства частного бизнеса – лишь бы завлечь людей на войну.
Схема выглядит так: сырьевые компании “Русал” и “Новатэк”, принадлежащие приближенным к Кремлю олигархам Дерипаске, Тимченко и Михельсону, а также крупнейший застройщик Москвы “Пик” выставляют в соцсетях объявления о наборе добровольцев в российскую армию. За это обещают ежемесячные выплаты по 200-300 тысяч рублей (2-3 тысячи долларов) – вдобавок к военной зарплате, которую будут платить от Минобороны.
“Они устраивают этих добровольцев в свои компании – например, в частные охранные организации, в компании по обслуживанию аэропортов. Все компании связаны с “Русалом”. Они их устраивают фиктивно, но так появляется возможность платить им зарплату. На самом деле эти добровльцы, конечно, не работают. Потом они сразу же подписывают контракт с Минобороны, едут все в военную часть. Дальше им просто на карточку капает зарплата”, – рассказывает журналистка издания “Важные истории” Мария.
Москва всегда славилась самими высокими зарплатами в России. Но в случае с наймом добровольцев, что-то пошло не так. Ведь доплата 300 тысяч рублей в месяц, как оказалось – еще не потолок.
“Это не самые космические суммы. Например, в Якутии добровольцам платят в месяц 800 тысяч рублей (более 8 тысяч долларов, – ред.). Мы не поняли – это из якутского бюджета или также от частных компаний. Но это самая большая сумма доплат, которую нашли”, – продолжает Мария.
Бесплатный сыр, разумеется, только в мышеловке. Журналисты установили, что компании заманивают тем, что контракт подписывается на фиксированный срок, например, три месяца или полгода. А по факту, если ты уже попал в российскую армию, то там будешь уже до самого конца.
“Теперь эти добровольцы жалуются, что их обманули. Мол, обещали контракты на три месяца. А оказалось, что расторгнуть контракт с Минобороны невозможно, и, по закону, они там до конца войны”, – отмечает Мария.
А жаловаться и кроме этого есть на что. К примеру, известно, что тех, кого завербовала компания “Новатэк”, отправляли в гореизвестную 200-ю мотострелковую бригаду, которая понесла чудовищные потери на фронте.
Но компаниям это, вероятно, даже на руку – чем быстрее не станет рекрутера, тем меньше ему придется платить. А политические баллы за его вербовку уже так или иначе засчитаны.
По сути, это некая иллюзия законности того, как бизнес может финансировать войну. Но самое поразительное то, что компании, занимающиеся набором добровольцев, тоже благополучно избегают санкций.
“Русал”, “Новатэк” – не под санкциями. Американским компаниям, правда, запрещено кредитовать “Русал”, но торговать им можно по всему миру. Потому что американцы не хотят делать хуже себе, эти компании играют важную роль в их экономике”, – подчеркивает Мария.
Зачем же было так подставляться самим фигурантам? Ведь, судя по всему, они на этом не то что не зарабатывают, а только теряют. По словам журналистки, все было очень просто: Кремль сказал “надо”, а с Кремлем нельзя ссориться. К слову, придумали эту схему вовсе не путинские миллиардеры, а московские власти, которым, судя по всему, эту разнарядку спустили немного раньше.
“Крутитесь, как хотите, найдите нам людей – и все они из своего бюджета платят им зарплату. И “Мосгаз”, и Московский метрополитен, и какие-то ЖКХ, предприятия”, – добавляет Мария.
Из всего этого можно сделать основной вывод: российская армия по-прежнему остро нуждается в новом личном составе, который набирается с огромным трудом. И Путин повесил обязанность искать людей на фронт на своих олигархов. К тому же, это оказался еще и способ снять с себя часть расходов на содержание контрактной армии.
“Видимо, решили избежать шума, который был во время первой волны мобилизации. Решили действовать более аккуратно: мол, идите в армию, кто хочет, а мы вас просто завалим деньгами. Но, как мы видим, тоже не очень выходит, потому у той же компании “Пик” просили хотя бы несколько десятков человек еще дать. То есть даже на зарплаты в сотни тысяч рублей не очень большой поток желающих”, – говорит Мария.
А знаете, как еще в Кремле расплачиваются с бизнесом, поддерживающим войну? Отдают им за бесценок активы ушедших из России западных компаний. Это еще одно громкое расследование, которые провели российские оппозиционные журналисты, о нем мы рассказывали ранее.