Несмотря на не спадающую военную пропаганду социологические данные показывают, казалось бы, позитивные изменения в российском обществе, пишет Jamestown Foundation. С одной стороны, даже прокремлевский фонд "Общественное мнение" вынужден был признать, что интерес россиян к войне за два года с момента начала полномасштабного вторжения в Украину снизился более чем в два раза – с 65% в марте 2022 года до 30% в феврале текущего года.

Кроме этого, социологи нашли способ подтвердить вывод, о котором эксперты говорили с самого начала войны, а именно, что значительный сегмент провоенных настроений представляет собой скорее форму адаптации к стрессовой ситуации и банальный конформизм, а вовсе не реальные убеждения людей. Так, согласно последнему опросу "Левада-центра", декларативно о поддержке действий российской армии в Украине заявляют 77% россиян.

Однако более детальный опрос показал, что осенью прошлого года только 27% не поддержали бы гипотетического решения Путина вывести войска, даже несмотря на то, что цели "военной операции" не достигнуты. При этом только 12% опрошенных поддержали бы приоритетное направление бюджетных средств на войну. В результате социологи приходят к выводу, что существенная часть "провоенно" настроенных россиян лишь декларирует свою поддержку, не решаясь вступать в конфликт с государством, однако на практике не поддерживает войну.

На основе этих данных может сложиться иллюзия того, что в случае изменения пропагандистского вектора можно будет довольно легко "переформатировать" российское общество на мирное развитие. Однако важно учитывать, что на фоне войны с обществом происходят глубинные изменения, которые важно учитывать. Независимо от отношения к войне в российском обществе происходит существенный рост насилия и, что еще опаснее, толерантности к насилию как к разновидности нормы.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на эту тенденцию. Безусловно, сам факт войны как таковой уже снял в сознании людей базовые табу и показал, что убивать тысячи невинных людей ради призрачных целей вполне возможно. Психологи с самого начала отмечали, что расчеловечивание противника, которым занимается кремлевская пропаганда, облегчает для людей подобные убийства. Однако пропаганда действует не только на тех, кто отправился на войну, но и на всех россиян, приучая их к мысли о допустимости насилия и убийств.

Второй фактор, серьезно влияющий на психику людей – это рост государственных репрессий. Вся система российской власти демонстрирует брутальное насилие, начиная от "сталинских" тюремных сроков за инакомыслие и политических убийств, и заканчивая систематическими пытками в полиции и колониях. Свидетельства из самых разных российских регионов показывают, что пытки в полицейских участках и системе ФСИН буквально "поставлены на поток", и являются уже нормой, а не исключением.

Как поясняют правозащитники, шансы защитить пострадавших от пыток в судебном порядке практически равны нулю. Подобные практики неизбежно влияют на все общество независимо от политических взглядов конкретных людей. Даже если человек не одобряет пыток, он со временем привыкает терпеть подобный уровень насилия и беззакония как "неизбежность".

Третьим фактором, повышающим рост насилия в обществе, становится возвращение с фронта участников войны в Украине. Речь идет не только об амнистированных уголовниках, досрочно вышедших на свободу и продолживших заниматься грабежами и убийствами, но и об обычных военных из числа мобилизованных или срочников. Мы уже отмечали высокий рост насилия, пыток и внесудебных расправ в российской армии. Как сообщают независимые журналисты, на передовой подобные расправы стали обычным явлением. Тех, кто отказывается участвовать в обреченных на смерть штурмах, насилуют, избивают, держат на морозе в ямах с трупами без воды и еды и т.д. Понятно, что подобные практики калечат психику как жертв, так и палачей.

Еще прошлой весной психологи отмечали резкий всплеск бытового и семейного насилия, вызванный "нормализацией зла". Сюда относятся бытовые убийства, избиения, рост семейного насилия и так далее.

При этом специалисты отмечают, что в условиях нестабильности и незащищенности люди готовы терпеть намного больше, чем в мирное время. Государство, в свою очередь, демонстрирует, что не собирается защищать женщин от бытового насилия, которое было декриминализовано в России еще в 2017 году.

Сейчас любые попытки женщин защитить свои права объявляют феминизмом и грозят запретить как экстремистскую идеологию, разрушающую "традиционные ценности". Чеченская полиция на глазах у всех похищает сбежавших от семейного насилия женщин прямо из шелтеров, тем самым посылая всему обществу сигнал о своей полной безнаказанности. Культ насилия как абсолютной нормы жизни просачивается во все сферы жизни общества, включая детей. Даже официальные кремлевские СМИ сообщают о резком росте школьной травли и буллинга в сети в последние месяцы.

Религиозные проповедники идут еще дальше и пытаются убедить слушателей перестать воспринимать как трагедию даже гибель мирных россиян в результате войны. Согласно данным независимых СМИ, около 400 населенных пунктов в России подверглись обстрелам за два года войны, а погибли от этих атак как минимум 150 мирных жителей. Как уверяют православные пропагандисты, подобные смерти "совершенно нормальны" для военного времени, и наш народ должен принимать их осознанно и даже радостно, поскольку благодаря войне в Украине спасает весь мир от "окончательного осатанения и гибели".

Подобный разгул насилия и привычка его терпеть приводят к неизбежной архаизации общества, которая, в свою очередь, напрямую влияет на способность этого общества к демократическим переменам в краткосрочной перспективе. Люди, воспитанные в культе силы, и большей готовностью пойдут за очередным диктатором, увидев в нем "сильного лидера". Привычка терпеть насилие, в свою очередь, приводит к неспособности большинства людей решиться на протест даже в случае существенных ухудшений их жизни. Подобные изменения обратимы с течением времени, что показал опыт многих стран, прошедших войну. Однако их важно учитывать в краткосрочной перспективе, делая прогнозы о состоянии российского общества.

 

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены